В 1943-м, в разгар Второй мировой войны, Антуан де Сент Экзюпери написал своего «Маленького принца»
Скульптура фонарщика в музее Маленького принца в Японии
|
«Маленький принц» — это совсем не детская сказка. Антуан де Сент-Экзюпери, летчик, дворянин, патриот, рыцарь Печального Образа, писатель, антифашист и мудрец написал ее в 1943-м, когда отдельно взятому солдату война казалась проигранной, когда Гитлер гулял по Европе, как по бальному залу, когда можно было надеяться только на честь, отвагу и Провидение.
Это случалось и с ним, с пилотом-разведчиком Сент-Эксом. Поломка в пустыне, кончается вода, непонятно, удастся ли починить самолет. В жизни своей певцу воздуха и неба Сент-Эксу часто приходилось общаться со звездами. Пустыня к этому располагает. «Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит» (Михаил Лермонтов).
Такие поломки у Сент-Экса были, он это описал. Один раз его с товарищем спасли от смертельной жажды бедуины. Но когда не с кем посоветоваться, звонишь во Вселенную. Даже не надо знать номер. И Вселенная в образе маленького стоика, очень недетского ребенка, приходит и просит нарисовать ей барашка.
Конечно, Сент-Экс стал бы замечательным воспитателем и детским писателем. Он-то сразу отличал удава, проглотившего слона, от банальной шляпы. О, если бы они встретились с Янушем Корчаком! Маленький принц как будто вышел из варшавского Дома сирот, и от короля Матиуша он не слишком отличался.
Слово за слово, нарисовал летчик ящик с барашком, а Вселенная детским голосом поверила ему некие тайны. Вселенная любит говорить метафорами. Вот она и сказала: мы ответственны за тех, кого приручили. Показанный в телесюжете 15-летний подросток из Сенегала, который прошел пол-Африки, ночевал на стройке, а сейчас по французским законам, как несовершеннолетний, получил комнату в общежитии, еду, одежду, а скоро пойдет в колледж, хотя и чистый нелегал, — может быть, заживет счастливо, потому что в те самые законы вплелась идеология Сент-Экса?
«Маленький принц» — это современное познавательное путешествие, в форме которого написана история Рабле о Гаргантюа и Пантагрюэле. Путешествуя, читатель находит ответы на многие вопросы.
Например, о суде. Король-судья с одной большой планеты научил Маленького принца, что судить надо самого себя — это самое трудное. А если судить старую крысу, приговаривая ее время от времени к смертной казни, то и ее надо миловать, потому что старая крыса на этой большой планете была только одна... Солженицын называл это «сбережением народа». У нас много лишних, наверное. Вот мы и судим до смерти и даже после смерти.
„
Урок нами получен и усвоен: надо, даже когда дело дрянь, зажигать фонарь, пусть это и кажется бессмыслицей
”
Но главное — это фонарщик на одной маленькой планете. Ведь Сент-Эксу очень важно было укрепиться в решении сражаться на старых легких самолетиках против армад Люфтваффе. Превосходство в воздухе «летающих крепостей» будет потом. Так вот, закон фонарщика. Сначала планета вращалась нормально. Вечером — зажигаешь фонарь, утром — гасишь. А потом что-то изменилось в геофизике, и планета стала вращаться страшно быстро. Только зажжешь фонарь — и надо уже тушить. «Так зачем же ты зажигаешь?» — спрашивал Маленький принц. А это условие такое, обет: зажигать фонарь. Значит, надо драться, несмотря ни на что. И они дрались, голлисты, франтиреры, летчики колоний и пилоты, перелетевшие в Англию. И победили.
Но в ту ночь Сент-Экс мог умереть. Вернуться во Вселенную страшно и больно, приходится договариваться со змеями: тело с собой не унесешь. Эта репетиция смерти тела (но не духа) у Сент-Экса очень печальна. Но урок нами получен и усвоен: надо, даже когда дело дрянь, зажигать фонарь, пусть это и кажется бессмыслицей. Жизнь духа важнее жизни тела, на песке не найдут даже твой труп, но найдут твою сказку. Твой подвиг, твою жизнь. Готовьтесь нарисовать Вселенной барашка.
фотография: Arnauld Malon/Flickr.com
Tweet