Осень на «Винзаводе»: бродильный цех современного изобразительного искусства открыл новый сезон
Искусству не нужно ни штабов, ни агитаторов, но нужен зритель. В этом сезоне большинство выставок ориентировано именно на него: ясно, понятно, демократично. Всякий посетитель найдет себе проект по вкусу.
Взгляд в себя
«Площадка молодого искусства «Старт» — спецпроект «Винзавода», здесь действительно стартовая площадка для только-только заявляющих о себе художниках. В этом сентябре (экспозиции меняются ежемесячно) показывают Кирилла Макарова, совсем молодого живописца из Петербурга, работы которого будут приятны и понятны большинству: не то смягченный Мунк, не то упрощенный Бакст — в любом случае ублажает взор и душу ценителя истинной живописи (то есть того вида искусства, где пластика линий и энергия цветовых соотношений значат больше, нежели идея или идеологическая своевременность). С этой выставки надо начинать путешествие по «Винзаводу» скептикам или людям зрелого возраста.
Кирилл Макаров. «Без названия» (Площадка «Старт»)
В галерее «Проун» экспонируются едва ли не самые нежные и трогательные работы этой осени: невесомые, как бабочки под стеклом, листы Надежды Столповской. Эти графические произведения предназначены для неторопливого разглядывания, там важна каждая тончайшая линия, каждый наилегчайший штрих. Материалы автор использует самые обыденные: шариковую ручку, обои, немного фольги и кальки, миллиметровку и простую бумагу. Время создания — конец 70-х — начало 80-х, период пустых художественных салонов, пустых газет и мертвого телевизора, принуждавших творца к аскезе и пристальному взгляду внутрь себя. Столповская демонстрирует не только магическое владение далекими от волшебства инструментами, но и необычайную композиционную остроту. Например, «Пианино» — махина черной штриховки с трогательными золотыми лапками-педалями. Или меховая масса («Домашние животные. Кот»), и только продолговатый глаз загадочно мерцает…
Надежда Столповская. «Муха» (Галерея «Проун»)
Жизнь Ивана Мухоморовича
Покинув «Проун», лучше всего отправиться в галерею Regina, на выставку «Библиотека оптимизма», сильно пахнущую мебельным лаком и совсем слегка — оптимизмом. Сергей Зарва перевоплощает шкафы (тот самый «Многоуважаемый шкаф!») в этапы жизни рядового советского гражданина Ивана Мухоморовича: «Дембельский шкаф» с армейскими железяками, «Поэтический шкаф» с подшивками стихов, «Шкаф-журнал» со смешными коллекциями популярных советских журналов. К сожалению, эти остроумные экспонаты довольно бессмысленно нагромождены в пространстве, и это размывает авторский замысел. Выставка посвящается всем ценителям вещного и вещевого, людям, видящим в предметах судьбу их хозяев. Хотя выдержат ли они сатирическое надругательство над мебелью? Шкаф, как ни крути, штука сакральная: словно дверь между миром реального и вымышленного. У Зарвы шкафы выворачивают перед нами свое нутро: внутренний мир в прямом и переносном смысле, полный предрассудков («Сувенирный шкаф» с фотографиями, «заряженными» на деньги, и шкаф «Семейная реликвия», увенчанный пышным и пошлым гербом).
Эрвин Вурм. «Собака» (Галерея Regina)
А вот теперь — знаменитый австриец Эрвин Вурм (привезенный к нам той же галереей). Выставка «Трусливый трактор» — самый заточенный гвоздь сезона, перец и горчица, а острое — это всегда сложно: сложно есть, сложно переваривать. Но посмотреть нужно. Специальный гость Пятой Московской биеннале, которая стартует в столице, Эрвин Вурм привез в Россию и живопись, и объекты — скульптуры из резиновых сарделек и сосисок, а также знаменитую серию Drinking Sculptures: гибриды винтажной мебели, снабженные стаканами со спиртным. Эти объекты названы в честь художников, известных пристрастием к алкоголю: Кунинга, Киппенбергера, Мунка. По замыслу Вурма зритель должен взаимодействовать с объектами, а именно пить. Эрвин Вурм, которому в следующем году стукнет шестьдесят, идеологичен, прям, предельно четок в высказывании. По идее, нам, разглядывающим его объекты, должно быть смешно (сатирическое высмеивание потребления и всякое такое), но становится страшновато — от схематичности, жесткости, больше подходящей журналисту, нежели художнику.
„
Шкаф, как ни крути, штука сакральная, шкафы выворачивают перед нами свое нутро: внутренний мир в прямом и переносном смысле, полный предрассудков
”
Страшно ностальгично
Следуя гомеопатическому принципу (подобное лечится подобным), дальше надо идти глубоко вниз, в Большое винохранилище, где в полутьме, подозрительно напоминающей декорации дешевого ужастика, перебраживает молодое искусство: выставка Heavy Metal. Это молодое для молодых — и спускаться глубоко, и подниматься потом высоко. Зато сама по себе прогулка стоит этих многоступенчатых усилий: атмосферно, загадочно, пугающе. Но не страшно, а страшно ностальгично: манекены перед мерцающим телевизором, дискотечные огоньки на темном потолке… Живо напомнило начало 90-х (ныне называемых «лихими»), художнические сквоты и энтузиастичные попытки изобрести велосипед из шила и гвоздя.
Егор Кошелев. «Зубной террор» (Выставка Heavy Metal)
Хочется чего-то свежего после всего этого хэвиметаллического угара? Тогда айда в «Айдан-студию» смотреть учеников Айдан Салаховой! Это почти как Айдан, но ученики. Все мастеровито, красиво, молодо. Дорого и сердито!
А теперь, чтобы совсем уж выдохнуть: Ринат Волигамси и его «Снег» в галерее «11.12». Мало видела полотен, так точно отражающих ужас и отчаяние русской зимы. С ее бесконечным снегом, белым и грязным одновременно. Завораживающий и мерцающий, светящийся и полный сполохов, несущих не свет, но однообразие: «Снег» стоит того, чтобы его поразглядывать. Вообще мудро было выставить его осенью: морально готовит к наступающей зиме. А вот зимой смотреть на это невозможно! Чревато сумасшедшим домом… При всем при том Волигамси показывает блестящую технику, что, безусловно, только усугубляет гнетущее (и гипнотизирующее) впечатление.
Ринат Волигамси. «Снег. На прогулке» (Галерея «11.12»)
Теперь вам непременно захочется теплого и радостного: за ним и направимся в Бродильный цех, в Grinberg Gallery на выставку «Украина: Экспроприация». Украинские фотографы работают с заимствованиями лихо и незамысловато, что-то попросту раскрашивая в яркие цвета, что-то видоизменяя. Полифония по-украински вызывает все эмоции, кроме скуки. «Лурики» Боба Михайлова, живущего ныне в Берлине и выставляющегося в лучших музеях мира, очень молоды и задорны: тихоокеанские морячки с плюшевым мишкой, раскрашенные ярко и кичево, напоминают британских авангардистов Гилберта и Джорджа. Работы Романа Пятковки представлены серией «Советское фото», которая заняла первое место в разделе «Концептуальная фотография» конкурса Sony World Photography Awards 2013. В основу работ легли привольно-фривольные фотографии девушек из советского времени, наложенные на официозные страницы и обложки журнала «Советское фото». Главное, вернувшись домой, поборите искушение раскрасить домашний фотоархив: очень уж заразительная экспозиция!
Boba-group. «Военвед» (Grinberg Gallery)
Не в бровь, а в глаз
Набравшись веселой витальности у братьев-славян, можно смело отправляться по соседству (тот же Бродильный цех) на выставку «Части целого» (художественное объединение «ВГЛАЗ»). Авторы сочли атмосферу цеха схожей с атмосферой египетских гробниц или средневековых казематов: экспонаты загадочно освещены и объединены именно световым оформлением. Сами же по себе они довольно разнородны и требуют от зрителя сосредоточенности восприятия и некоторой упертости: сложно объединить в сознании яркого комиксового Гошу Острецова, например, с лаконичным гранитным Post Tetris Вадима Колосова (одна из самых впечатляющих работ экспозиции).
Лусинэ Джанян. «Диалог» (Галерея «Культурный альянс»)
Утомившись бродить по Бродильному цеху, можно смело отправляться на выставку «Лес», одну из самых резонансных в этом сезоне. Что говорить, если даже Алексей Навальный почтил ее своим присутствием, найдя время перед самыми выборами. Галерея «Культурный Альянс» (в народе по-прежнему именуемая галереей Гельмана) показывает работы краснодарских художников разных поколений и разных творческих мировоззрений. Тема леса, борьбы с хищными застройщиками представлена и как остросоциальная (чего стоят только портреты губернатора Ткачева и эколога Газаряна, выполненные реалистично и пастозно художницей Лусинэ Джанян), и как мифологическая: мотивы скифского золота прослеживаются в чудесном проекте группы «Хмели-Сунели» (художники Виктор Хмель и Елена Суховеева) «Золотая осень», где некоторые части пейзажа трогательно выложены золотой фольгой. Мощные работы Владимира Мигачева (акрил, зола, древесный уголь) утешают усталого зрителя: живопись жива и вечна, как вечен лес.
фотографии представлены галереями: «Старт», «Проун», Regina, «11.12», Grinberg Gallery, «Культурный альянс»
Tweet