Просветитель Дени Дидро не увидел Конвента, но не дожил и до печального конца Просвещения — гильотины
Жан Гюбер, «Обед философов», 1786 г. В центре — Вольтер (слева) и Дидро
XVIII век стал для Франции веком Просвещения, дословно Siècle de Lumières, веком Света и Разума после долгой и темной феодальной зимы. Дени Дидро, 300-летие которого мир отметит 5 октября 2013 года, был самым блестящим его представителем, вдохновителем и организатором энциклопедистов, самобытным философом, просветителем и борцом против клерикализма. При всем своем материализме (он признавал только материю, а дух считал результатом движения ее частиц) Дидро был, конечно, идеалистом в политике. Он верил в просвещенный абсолютизм: умный король, окруженный философами, — вот на что он делал ставку.
Людовик XV и маркиза де Помпадур не слишком мешали ему в энциклопедических делах, иногда даже денег давали, хотя обходились в вопросах управления не только без философов, но и без парламента.
Особенно занятной вышла встреча Дидро с Екатериной II во время посещения им Петербурга в 1773 году. О, Екатерина умела обращаться с философами: долго беседовала с гостем, купила у него библиотеку, оставила ее у него в руках да еще стала выплачивать жалованье за заведование этой самой библиотекой. Но щедрая меценатка уклонилась от предложений уничтожить при дворе роскошь и на эти деньги дать всему народу начальное образование, а заодно освободить крестьян. «Madame, при вас на диво порядок расцветет, — писали ей учтиво Вольтер и Дидерот. — Лишь надобно народу, которому вы мать, скорее дать свободу, скорей свободу дать». — «Messieurs, — им возразила она: — vous me comblez» — и тотчас прикрепила украинцев к земле» (А.К. Толстой). О судьбе Радищева, арестованного в 1790 году, Дидро тоже не успел ничего узнать.
„
Дидро был идеалистом в политике. Он верил в просвещенный абсолютизм: умный король, окруженный философами
”
Дени Дидро, 1768 г. |
Дени Дидро был знаменосцем третьего сословия, просвещенной буржуазии, которой предстояло заменить собой два сословия иждивенцев — клир и дворян — и совершить великие дела, то есть построить капитализм, демократическое общество для всех, принять Конституцию, поставить религию на подобающее ей скромное место.
Дидро написал несколько нравоучительных романов и пьес, очень полезных для распространения новых взглядов, и талантливую повесть «Монахиня» (1760), где так описаны порядки в женском монастыре, что чудо, что все монастыри не опустели еще до 1789 года.
Собрав вокруг себя самых прогрессивных людей эпохи: Вольтера, Руссо, Монтескье, д’Аламбера, Кондильяка, Тюрго, — Дени Дидро стал душой и редактором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». 28 томов под редакцией Дидро выходили с 1751-го по 1766 год. А остальные семь вышли к 1780 году. Энциклопедия воспитала идеологов третьего сословия, поколения, которое ушло в Зал для игры в мяч и выработало Конституцию. Идеями Энциклопедии проникнута Декларация прав человека и гражданина, с которой началась Великая французская революция. Устами аббата Сийеса третье сословие новых людей провозгласило: «Что такое третье сословие для государства и общества? — Всё. — А что оно такое в общественном управлении? — Ничто. — А чего оно желает? — Стать чем-нибудь».
Дени Дидро умер в 1784 году. Он не увидел Конвента, но он не увидел также и печальный конец Просвещения: гильотину.
А наш век Просвещения пришелся на Перестройку, когда на советских людей излились сокровища Самиздата и Тамиздата: Хайек, фон Мизес, Солженицын, Оруэлл, Конквест, Набоков.
Просвещенное поколение вышло на площади, чтобы остановить ГКЧП. Но этот импульс угас, и новые люди, не желающие старого рабства, выходят на Болотную и Сахарова. Это новое третье сословие, желающее не пресмыкаться, но жить в лучшем обществе. Нужны новые энциклопедисты, новые светильники, чтобы положить предел власти гасильников из Кремля и с Лубянки.
Tweet