Объявлены номинанты на самую престижную отечественную театральную премию «Золотая маска»
Традиционное «Пламя Парижа» Михайловского театра обошло многие нетрадиционные балетные постановки
173 номинанта — балерины и художники, композиторы и режиссеры… Почти все театральное искусство страны как на ладони.
Честные выборы
Почти — потому что списки номинантов составляли эксперты, а они люди и могут ошибаться. «Драматический» экспертный совет был более адекватен: в ситуации, когда в один год были выпущены и монументальные работы классиков («Коварство и любовь» и «Враг народа» Льва Додина, «Москва — Петушки» Сергея Женовача, «Евгений Онегин» Римаса Туминаса), и яркие постановки тридцатилетних («Снежная королева» Романа Феодори в Красноярске, «Танец Дели» Дмитрия Волкострелова в петербургском ТЮЗе), — было решено взять спектакли и тех и других. К ним добавили пригоршню работ стабильных ньюсмейкеров — «Идеального мужа» Константина Богомолова в Художественном театре, «Сон в летнюю ночь» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», сразу два спектакля Юрия Бутусова (сделанного в Москве «Доброго человека из Сезуана» и питерского «Макбета»), присыпали экзотической провинцией и получили равное представительство всех видов театра на фестивале — прямо осуществленную мечту честных выборов. Правда, из-за «партийных списков» (невозможности номинировать актера, если не номинирован спектакль) пострадал чудесный Василий Бочкарев: его работа в «Селе Степанчикове» в Малом театре осталась неотмеченной экспертами из-за слабого, как они считают, спектакля. (Соответствующие разъяснения журналистам давала председатель экспертного совета Елена Ковальская.) Всего 22 спектакля 20 режиссеров; соревноваться в частных номинациях будут 12 актрис (среди них Елизавета Боярская, Ксения Раппопорт, Александра Урсуляк) и 9 актеров (в том числе Данила Козловский, Сергей Маковецкий и Игорь Миркурбанов).
Рефлексирующий Веничка (Алексей Вертков) в спектакле Сергея Женовача «Москва—Петушки»
Патриотические предпочтения
Судьбу же музыкальных театров решал экспертный совет с гораздо более жестким и недемократичным подходом: его члены твердо решили вести неразумную публику в светлое будущее под дулом пистолета. Народ должен любить свежие работы отечественных хореографов (независимо от их качества), а перенесенные западные шедевры — дурновкусие и непатриотизм. Так, в балетном конкурсе не оказалось «Онегина» Джона Крэнко, что с успехом был станцован Большим театром, и замечательно исполненного пермяками балета Кеннета Макмиллана «Ромео и Джульетта» (его стоило бы привезти в Москву только для того, чтобы Теодор Курентзис показал коллегам, как вообще надо играть Прокофьева). Зато вдруг возникла «Весна священная» Татьяны Багановой в Большом, где хореография полчаса копошилась на земле, придавленная масштабом декораций. Фаворитами в «масочной» гонке, видимо, станут бодрое, гордое «Пламя Парижа» в Михайловском театре (по слухам, еле пробившееся сквозь отборочный фильтр) и «Майерлинг» в Московском музыкальном (этот балет Макмиллана экспертам не удалось «зарезать»: все-таки главное событие минувшего сезона в столице и блистательная главная роль у Сергея Полунина). А знатоки и фанаты балета получат свой кайф от двух тонких, умных и сложных балетов екатеринбургского худрука Вячеслава Самодурова — Cantus Arcticus и «Вариации Сальери».
„
Народ должен любить свежие работы отечественных хореографов, а не перенесенные западные шедевры
”
В опере же, вероятно, главные ставки будут сделаны на «Левшу» (летняя мировая премьера оперы Родиона Щедрина в Мариинском театре), «Итальянку в Алжире» в Музыкальном театре (славная работа Евгения Писарева, за пультом Феликс Коробов) и «Евгения Онегина» в Михайловском театре (радикальная постановка Андрия Жолдака; дирижера Михаила Татарникова не номинировали). Конкурс растянется с 25 января (когда в Москву приедет Мариинка) до 17 апреля.
фотографии: Алексей Даничев/РИА Новости, Валерий Шарифулин/ИТАР-ТАСС
Tweet