На Винзаводе в Цехе Красного открылась выставка «Вне поля зрения». Впервые в Россию привезена из Австрии коллекция современного искусства, принадлежащая бенедиктинскому аббатству Адмонт. Эта необычная экспозиция ориентирована на слепых и слабовидящих людей
Констанце Рум в сотрудничестве с Фаредом Армали и Отто Кренцлером, Blindstorey, 2003
Аббатство Адмонт, известное как крупнейший в Австрии паломнический центр, знаменито и своей коллекцией произведений искусства. Проект «Вне поля зрения» родился именно здесь одиннадцать лет назад. Большой группе художников были заказаны работы, общим у которых должно было стать одно: незрительное, или не только зрительное, восприятие искусства. Непростая задача, которая делает выставку изобразительного искусства интересной не только для слепых, но и для зрячих людей. Причем последние получают возможность почувствовать и понять существование других возможностей восприятия. «Мы попытались сделать невозможное – чтобы зрячие видели то, что ощущают слепые», – говорит директор Австрийского культурного форума в Москве Симон Мраз, один из авторов идеи проведения необычной выставки в России. Его радует, в числе прочего, что благодаря сотрудничеству с московской специальной школой №1 выставку посетят 400 слепых и слабовидящих детей.
Насколько уникальны объекты, представленные в экспозиции, автор убедилась лично. Инсталляций не так много, но все интересны по-своему и все интерактивны. Обычно перед музейными и выставочными экспонатами висят таблички «Руками не трогать», здесь, наоборот, надо активно все трогать, пробовать и испытывать, чтобы ощутить ответное воздействие. Например, нажав на кнопочки арт-объекта в виде чемодана или прислонившись к черной раме, включаешь музыку. Можно почувствовать, как молятся католики – встать на колени и опустить локти в специальные подставки. Совершенно непонятно, как технически это происходит, но ты как будто руками слышить рассказ на русском языке об обете молчания.
Джули Хэйворд, Phobic, 2012
Пупырчатое чудище внутри оказывается чутко реагирующим на прикосновения, дотронувшись до него, ощущаешь, как оно начинает дрожать. Обычная металлическая спираль в центре зала сначала не вызывает интереса, но у нее есть педаль, если нажать из нее – начинает клубиться едкий дым, у слепого человека возникает обонятельный образ этой фигуры. Трогательны вырезанные по форме шапки баскетбольные мячи, которые можно примерить на голову, или превращенные в довольно удобную сумку. Чугунные изваяния сначала кажутся хаотичными фигурами, а оказывается, в них заключены, например, шлем рыцаря или копье, которые можно «увидеть» осязанием. Такие скульптуры развивают ассоциативное мышление. С помощью палок, которые висят на стене, можно почувствовать форму предмета или попробовать себя в роли барабанщика. Руководитель проекта отец Винфрид Шваб рассказал, что один мальчик с помощью палки устроил в аббатстве 30-минутный концерт.
Отец Шваб, историк по образованию, занялся собиранием коллекции вместе с коллегой-искусствоведом, также живущим в монастыре: «Мой вклад в музей – духовный, а он участвует как профессиональный музейщик. Отдел современного искусства был создан в 1997 году, а коллекцию для этой выставки начали собирать с 2002 года. Слепые для меня – это люди, у которых есть другие способы восприятия искусства, и более развитые, чем у зрячих».
Что очень важно: все экспонаты выставки пронизаны духом интеграции мира слепых и мира зрячих. Любой обычный человек, пришедший сюда, может ощутить и почувствовать мир, в котором живут люди, лишенные зрения. Незрячие же пополняют свой мир чувственными художественными образами.
Вернер Райтерер, Без названия, 2002/2003
Норберт Труммер, Bluesbox, 2012
Tweet