29 января состоялось вручение наград Национальной академии кинематографических наук и искусств России
«Орла» за лучший фильм получил режиссер «Легенды № 17» Николай Лебедев
«Зрителей полный стадион», — как говаривал режиссер любительского театра в «Берегись автомобиля». Первый павильон Мосфильма на XII церемонии вручения кинопремий «Золотой орел» порадовал бы персонажа Евгения Евстигнеева, бывшего спортивного тренера, замахнувшегося на «Вильяма нашего Шекспира». И про стадион неслучайно вспомнилось, церемонию сделали «навстречу Олимпиаде». На сцене — трибуна, ведущий — спортивный комментатор. Дмитрий Губерниев неплохо, кстати, справился. Руководитель Союза кинематографистов России Никита Михалков, номинированный как продюсер за «Легенду № 17», был в восторге. Наконец-то все шло без сучка без задоринки. Песни звучали спортивные, среди вручантов — хоккеист, фигурист, боксер.
Зажег русский богатырь Александр Поветкин, побитый в прошлом году Владимиром Кличко: приз за лучшую роль вызвал получать Елену Ледовую — откуда ему, бедняге, знать лучшую сегодня киноартистку Лядову. Но и «ледовая» пришлась кстати, все-таки впереди зимняя Олимпиада.
Лучшим артистом справедливо выбрали Константина Хабенского. Режиссера Александра Велединского, в картине которого «Географ глобус пропил» Хабенский и Лядова блистательно сыграли главные роли, назвали лучшим. Вроде бы оставалось только и самого «Географа» признать фильмом года — но нет. Не может «герой безвременья», о котором снят фильм, презентовать успехи нашего кино. Поэтому главного «Орла» за лучший фильм отдали «Легенде № 17». Николай Лебедев сделал высокопрофессиональный, ладно скроенный, красиво снятый, отлично сыгранный, кассово успешный фильм, почему бы и не порадоваться.
Однако слишком видны «уши» этого решения. Впереди Олимпиада, надо подогреть патриотизм, поддержать чемпионов, а не маргиналов вроде учителя географии, совестливого и прекрасного, но пьющего и несчастливого. «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена» — такая актуальная сегодня песня.
При этом «Золотой орел» вообще не заметил и не включил ни в какие номинации многие талантливые картины. «Майор» Юрия Быкова, «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко, «Стыд» Юсупа Разыкова, «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, полюбившиеся международным кинофестивалям, не попали в поле зрения высоко парящего орла.
„
Традиция давняя, но крайне сомнительная: каналу — транслятору церемонии и достаются все главные призы
”
Интересно, что чемпион российского проката «Сталинград», которого старательно двигали на «Оскар» практически те же люди, кто голосует на «Орле», удостоился призов только за работу художников и оператора. В номинации «лучший режиссер» Федор Бондарчук даже не рассматривался. А то, что главного приза «Сталинграду» не видать, режиссер и продюсеры поняли сразу и церемонию проигнорировали.
Конечно, наградили сплошь достойных, спору нет. Только одна странность: все отмечены во славу телеканала «Россия». Традиция давняя, но крайне сомнительная. Каналу — транслятору церемонии и достаются все главные призы. То есть, увидев в телепрограмме, что «Орла» покажет «Россия 1», можно не мучиться интригой, кто победит, призовой расклад угадывается легко. Для видимости плюрализма «Орла» вручили сериалу Первого канала «Мосгаз», к остальным награжденным фильмам и сериалам, как уже понятно, имеет прямое отношение «Россия 1».
Первый дал симметричный ответ. В своих новостных выпусках сообщил только об успехе своего популярного мини-сериала. О том, что в номинации «Лучший сериал» победила «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, о самой церемонии и других ее главных лауреатах — ни слова.
Как остроумно заметил руководитель прокатной кинокомпании «Каро-премьер» Алексей Рязанцев, получавший приз в номинации «лучший зарубежный фильм в российском прокате» за «Гравитацию» Альфонсо Куарона: «Раньше «Орел» пролетал мимо нас, а теперь в результате жесткой интриги мы его получили». Отгадка проста: все три номинированных фильма прокатывала именно эта компания...
фотография: Екатерина Чеснокова/РИА Новости