Кадр из фильма «Биохимия предательства»
Телеканал «Россия» показал авторский фильм Константина Семина «Биохимия предательства». Героев в фильме много — кадет Милюков и генерал Алексеев, Временное правительство 1917 года, генерал Власов и сотрудники радио «Свобода», советские диссиденты 70-х годов и антикоммунисты 80-х годов, сегодняшние либералы, националисты и прочее. Публика, что говорить, разношерстная. А связывает их, по мысли автора, то, что все они вне зависимости от исторического периода несли в себе «ген предательства».
Сам этот ген — результат «генной политической инженерии» внешних врагов России — Госдепа времен Вудро Вильсона, затем фашистской разведки, затем вновь американского Госдепа. Острый скальпель вечного и метафизического врага России вторгается в геном России и порождает в нем «ген пятой колонны», эти самые «широкие ряды власовцев». Кстати, за несколько дней до премьеры «Биохимии» телеведущий Дмитрий Киселев на том же главном государственном канале обрушился на современных «культурных власовцев» — в частности, на бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова, на Навального и Марата Гельмана, Виктора Шендеровича. Но поскольку речь идет о «гене», то «предателем», «власовцем» может оказаться любой человек, совершенно того и не желая. Часто мелькающий на разных телеканалах историк-сталинист Юрий Жуков в фильме Семина четко резюмирует: в каждом поколении есть свой «генерал Карбышев» и свой «генерал Власов».
Тележурналист Семин — яркий представитель поколения тридцатилетних. В 1991 году во время крушения СССР ему было 11 лет. В 24 года он оказался спецкором ВГТРК в США, в 2007 году — под «мюнхенскую речь» Путина снял свой первый заметный антиамериканский, пропагандистский фильм. И хотя сейчас его фильм прогремел уже на фоне многих подобных творений Аркадия Мамонтова, Бориса Корчевникова и других, сам он тем не менее — важное событие. Почему?
В фильме Семина присутствует выражение «цивилизационный культурный код». Применительно к «русской цивилизации» понятие «культурного кода», опирающееся на биологические и генетические метафоры, долгое время блуждало в маргинальных кругах военных отставников. Там тщательно, с карандашом, читали Хантингтона и Бжезинского, считая их великими гуру современности. Были написаны целые полки популярной литературы о «тысячелетней войне Запада против России» для чтения в пригородных поездах, позже эти произведения проникли и в книжные лавки аэропортов. Но во второй половине нулевых годов идея «генетической» картины мира переместилась с периферии в политический центр.
О «культурном коде русской цивилизации» и угрозе этому коду теперь публично говорят Владимир Путин и патриарх Кирилл. Эта концепция окончательно замещает остатки коммунистической идеологии в массовом сознании нового поколения. У нового поколения, выросшего на широком распространении тематики «иначе запрограммированных Чужих», политическая риторика, основанная на метафоре «культурного кода» и борьбе за его сохранение, воспринимается как естественная картина мира. Старшему поколению в этой риторике отчетливо слышатся пропагандистские механизмы сталинизма. Но для поколения Семина в этом нет ничего специфически «сталинистского». Это компьютерная «война цивилизаций», подкрепленная Хантингтоном и одобренная влиятельными представителями старшего путинского призыва — Владимира Якунина и его «диалогов цивилизаций», архимандрита Тихона Шевкунова с его «Падением Византии», а теперь уже и самим Путиным. Иными словами, идея сражения «культурных кодов» цивилизаций становится базовой уже не для левой или правой политической периферии, как это было в 90-е и нулевые, а именно для политического центра современной России. Борьба ведется не с «оппозицией», не с людьми других взглядов, а с «Чужими», с предателями русского культурного кода, с «перерожденцами». Таково теперь боевитое настроение широких кругов нового «евразийского поколения» тридцатилетних.