Министр культуры РФ Владимир Мединский/ Фото: Анатолий Медведь, РИА-Новости
Пресс-конференцию «Новая культурная политика России: позиция министерства» созвали после того, как 10 апреля Министерство культуры передало в администрацию президента России свой проект программы «Основы государственной культурной политики». Вместе с министром культуры в мероприятии участвовали члены Экспертных советов Минкультуры России: художественный руководитель театра «Практика» Эдуард Бояков, скульптор Салават Щербаков, ректор театрального училища имени Щепкина Борис Любимов и писатель Алексей Варламов.
Пресс-конференция в мультимедийном центре РИА-Новости, началась с опозданием. «Когда в Турции была — смотрела встречу Мединского с Путиным. Совсем был там другой человек: глаза горят, улыбается», — ожидая министра, делится впечатлениями светловолосая загорелая блондинка со своей подругой. «Когда ж его повысят уже», — смеется соседка.
Наконец министр со свитой появился. «Первое слово, безусловно, предоставляется министру культуры Российской Федерации», — торжественно провозгласила юная ведущая со стальным голосом.
Документ, трудный для понимания
«В документе пока трудно что-то понять без двух юридических образований», — начал министр Мединский. Он пояснил, что проект программы «Основы государственной культурной политики» создается рабочей группой в администрации президента, а Минкульт только вносит свои предложения. «Нам была поставлена задача: не окончательный текст подготовить, а предложить ключевые цели, принципы госполитики в сфере культуры. Документ создан именно для того, чтобы развиваться и уточняться в процессе общественного обсуждения», — обнадежил министр.
«Чтобы пресечь разговоры о нелюбви к министерствам и их излишней консервативности, принято двухкратное увеличение грантов молодым режиссерам театров, драматургам и лучшим представителям современного искусства»
Мединский сообщил, что на пресс-конференцию он и его эксперты приехали с первого объединенного заседания новых экспертных советов по распределению грантов Министерства культуры.
«Чтобы пресечь разговоры о нелюбви к министерствам и их излишней консервативности, принято двухкратное увеличение грантов молодым режиссерам театров, драматургам и лучшим представителям современного искусства», — объявил Мединский. Он пояснил, что министерство культуры не просто поддержит молодых драматургов финансово. Если произведение премированных дарований еще не ставилось в театре — театры получат гранты для их постановки.
Кусаются не больно
Глава экспертного совета по режиссуре и ректор театрального училища имени Щепкина Борис Любимов взялся подробнее рассказать о том, кто получит государственные гранты, добавив, что давно бывал в экспертных советах, но раньше денег там не давли, а сейчас дают. «С детских лет в зоопарке я больше всех любил площадки молодняка: кусаются не больно, живые», — начал театровед. Он посетовал, что сегодня перспективными режиссерами называют 40-летних, а молодые дарования есть и среди 23-летних, которых нужно всячески поддерживать, чем Совет и намерен заниматься.
Тем временем Владимир Мединский заскучал и уткнулся в Ipad в красивом чехле из коричневой кожи.
«Я не вижу (в предложениях по проекту «Основы государственной культурной политики» - The New Times) ничего ужасного, против чего я хочу возмутиться как гражданин, порвать паспорт и уехать из этой страны», — признался художественный руководитель театра «Практика» Эдуард Бояков, заметив, что многое его не устраивает, но он готов к диалогу.
Финансирование «всего талантливого»
После вступления журналистам предложили задать вопросы.
Получился этакий блиц опрос, где вопрос, правда, был длиннее ответа. Министр Мединский был не расположен отвечать по существу.
— Как сочетается государственное финансирование одной идеологической модели с принципом отсутствия государственной идеологии, заложенном в Конституции? Насколько велика угроза, что крупные театры будут вынуждены заниматься самоцензурой?
— У нас нет финансирования идеологической модели. У нас предполагается финансирование всего талантливого и социально значимого, - парировал Мединский.
«Спасибо, следующий вопрос», — строго отрезала ведущая.
— Институт философии РАН подверг критике введение официальной идеологии. К чему приведет то, что обществу будут навязываться однобокие суждения?
—Есть официальное заключение института, подписанное директором?
— Есть обращение членов ученого совета
— Я этот вопрос переадресую экспертному совету, я в документе не прочитал ни слова, что государство будет что-то навязывать.
«Я буду решать из своей совести. Мы в совете — не военная рота. Будем все писать про Крым и ямбом — тогда видно будет, что не получилось», - ответил за экспертный совет Эдуард Бояков.
Эдуард Бояков - основатель театра "Практика" также примет участие в создании новой культурной политики России |
«Россия — не Европа» — что и требуется доказать
«В России не строили каменных дорог, как в Риме, потому что у нас не было рабского труда», — такой аргумент нашел Мединский, чтобы проиллюстрировать главную, по его мнению, идею новой культурной политики — «Россия — не Европа и не Азия, это самобытное образование». И вообще, подытожил министр: «Суп не сваренный еще».
«В Советском союзе, в непростой идеологической ситуации ничто не помешало рождать шедевры театра. Если подумать, что в 2014 году мы возвращаемся в 1939 — это не так», — высказался ректор «Щепки» Борис Любимов.
Впрочем, вопроса о том, что кто-то возвращается в 1939 год, задано не было. Это уважаемый эксперт сам сказал.
Тем временем министр культуры писал записку, которую через двух экспертов передал ведущей пресс-конференции. Девушка удивилась, быстро прочла записку и зажала ее в руке. Журналисты задали животрепещущий вопрос о запрете нецензурной лексики в кино.
«В России не строили каменных дорог, как в Риме, потому что у нас не было рабского труда», — такой аргумент нашел Мединский, чтобы проиллюстрировать главную, по его мнению, идею новой культурной политики
По словам министра, «запикиваться» мат будет только в тех фильмах, которые будут показываться в кинотеатрах: «Если это фестивальное кино — мы считаем, что это площадка творческого эксперимента». Однако так просто разговор о мате не закончился.
Писатель Алексей Варламов пожаловался, что употребление бранных слов лишает женственности даже симпатичных девушек и добавил, что к произведению с матом априори будет более требователен. В свою очередь театровед Борис Любимов заявил, что с матом как служивший в стройбате знаком хорошо, но только романы про «продажного мента, проститутку и матерящегося наркомана» ему уже надоели.
Тайна записки Мединского стала известна, когда ведущая объявила, что конференцию, к сожалению, придется закончить, потому что у гостей времени больше нет. Таким образом, пресс-конференция длилась немногим больше 40 минут, а гости ответили лишь на четыре вопроса журналистов.
«Ни о чем», — делились впечатлениями журналисты, замечая, что единственное, что они узнали точно — это что Мединский неравнодушен к супам.