#Культура

#Суд и тюрьма

«Иногда нужно быть просто ремесленником»

2009.10.23 |

Урманцева Анна

Прима-балерина Большого театра о русской водке, японском аниме и абиссинских кошках

133-52-01.jpg

«Самое правильное, что я сделала за последнее время, — купила кошек». На этой неделе прима-балерина Большого театра Мария Александрова впервые выступит в гала-концерте на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко. На языке современных музыкантов — «даст сольник». Обычно в преддверии таких событий балерины если и говорят с журналистами, то лишь о «творческих планах». Александрова впервые нарушила эту традицию и поговорила с The New Times — помимо балета — о русской водке, японском аниме и абиссинских кошках

В этом году вам было присвоено звание народной артистки России. Помните этот день?
Конечно. Указ был от 24 апреля 2009 года, но узнала я о нем 28-го — в трагическую дату, когда не стало Екатерины Сергеевны Максимовой. Она ушла очень неожиданно: у нее целый день был расписан репетициями, и вдруг... О ее смерти я узнала в полдень, а о присвоении мне звания — 3 часа спустя. Такой грустно-радостный день получился. Потом, спустя месяц, мне должны были в Кремле вручить удостоверение, но меня известили слишком поздно, и конечно же, дата попала на наши гастроли. Но вот сейчас они уже позвали меня заранее, и скоро я пойду в Кремль.

Здорово стать народной артисткой, когда у тебя еще нет ни одной морщины?
Не думала об этом. Вообще это звание что-то значит только в нашей стране. В мире — ничего. Для иностранного зрителя больше важно то, что я прима-балерина Большого театра. Мне самой всегда казалось, что народные артисты — люди какого-то другого сорта, но сейчас, когда я вроде как к ним принадлежу, не знаю, как к себе относиться. Конечно, это огромная ответственность. Даже Коля Цис­каридзе сказал, что звание присуждено мне заслуженно, все по-честному. (Смеется.)

Праздновать будете? Слабо приме-балерине взять и выпить в Кремле водки?
Водку не люблю. Вообще не люблю ощущения, когда «во рту кошки насрали». (Смеется.) Есть много других способов порадоваться. На самом деле жизнь между репетициями и спектаклями очень интенсивная.
Понятно, что на нее отведены секунды, но они очень яркие. Да и сама сцена — замечательное ощущение. Вообще быть балериной — это совсем такая женская история, потому что ты причесываешься, прихорашиваешься, потом балет — он же всегда о любви, цветы тебе в конце дарят... Пусть я уже смотреть на них не могу, но сам факт! В общем, радостей много. Напиваться в Кремле смысла нет.

А вы политикой интересуетесь?
Нет, абсолютно. Я проявляю интерес к тому, что вызывает уважение. А что не вызывает… зачем?

И что у вас вызывает уважение?
Артисты балета — стойкие, мощные. Космонавты. Правда, меня вот в космос никогда не возьмут — у меня плохой вестибулярный аппарат.

Как такое может быть у балерины, которая бесконечно крутит фуэте?
Вот так. Фуэте кручу хорошо, а качели, карусели, машины очень плохо на меня действуют. К самолетам привыкла, а в машине укачивает страшно, поэтому по улице хожу пешком.

По последним слухам, многие балерины Большого ходят в «Макдоналдс»…
Это правда! Там много гормонов счастья, поэтому балетным артистам, привыкшим к каторжному труду, «Макдоналдс» просто необходим. Я, например, ем там все.

А в эмоциональном плане вы себя в чем-нибудь ограничиваете?
Мне гневаться нельзя. Орать громко. Гнев меня разрушает. Я приучаю себя видеть во всем только хорошее.

За последнее время вы делали что-нибудь такое, что балерине совсем нельзя?
Не скажу.

Секс?
Не скажу. (Смеется.) Не мучайте меня. Я много чего успеваю! (Смеется.)

Как вы расслабляетесь?
Обожаю смотреть мультфильмы, особенно Миядзаки — умираю от них! Мне нравится сочетание детской непосредственности, нежности и профессионально рассказанной истории. Кино тоже очень люблю, и российское, и зарубежное. Единственное, что я хотела бы посоветовать российским режиссерам, вот сейчас, в той ситуации, в которой они оказались, — не нужно быть творцом всегда. Иногда, на каком-то этапе, нужно быть просто ремесленником. Тупым профессионалом! Сухим, расчетливым, точным.

Кто вас обычно встречает дома после работы?
Кошки. Когда я стала жить самостоятельно, то через два года поняла, что мне нужен какой-то зверь. Ну и дальше шла методом исключения. Рыбки отпали, потому что хладнокровные. Птицы — потому что шумные. Рептилий я не люблю, всяких крыс и мышей тоже. Оставались кошки и собаки. Но тут понятно: ухожу я рано, прихожу поздно — собака описается. Значит — кошки. Нашла абиссинскую. Поехала за одной, купила двух, потому что они постоянно вместе ходили. Это самое правильное, что я сделала за последнее время.

А что за это время стало для вас самым большим разочарованием?
История со реконструкцией театра. Колоссальное разочарование. Если глубоко копнуть, в этой стране меня больше ничего не держало, кроме этой сцены. То, чем она для меня была, невозможно объяснить, никто не поймет. Разве что космонавты, которые выходили в открытый космос. Им тоже трудно объяснить землянам этот масштаб, величину черной дыры, неизведанность. Сцена Большого театра — тоже космос. И у нас такой уже не будет. Коробочку открыли. Ангелов выпустили. Вся эта история разрушила жизнь целого поколения. Я серьезно.

И перестановки в руководстве Большого театра — ничто по сравнению с этим?
Ну, меняется сейчас руководство, не меняется, я к этому отношусь очень спокойно. Мечта Ратманского сбылась, он уехал. Мне кажется, он не очень-то любил ни эту страну, ни этот театр. Бурлака приступил к своим обязанностям. А я выработала иммунитет ко всем этим переменам.

Для чего вам гала-концерт?
Попробовать. Быть примой в команде — это одно, а попытаться стать персоной — совсем другое. В Большом у меня создано много ролей, но спектаклей, которые ассоциировались бы только со мной, — нет. Я хочу лучше почувствовать себя. Гала — это путь к себе.

133-52-02.jpg
1. Спектакль «Нижинский–Павлова Гала» 2. Балет «Треуголка» 3. На бенефисе Николая Цискаридзе 4. Концерт «Дягилев–Гала» 5. Балет «Кармен»
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share