В июле прошлого года православные иерархи попытались «изгнать» бога моря Нептуна из праздника ВМФ. Наступление на остатки языческих ритуалов — не случайность, а церковная политика. Последние десять лет РПЦ пытается отменить «бесовские» обряды древнего праздника и на знаменитом озере Светлояр
Древняя мистика озера переплетается с православием. В ночь на Ивана Купалу вокруг православного креста зажигаются тысячи свечек/ Фото: Оксана Юшко
Нажмите, чтобы увеличить картинку
К уникальному озеру в Нижегородской области, поглотившему, по преданию, легендарный град Китеж, раз в год, на Ивана Купалу, стекаются толпы паломников.
Днем круглое, как чаша, озеро заполнилось людьми — казалось, никто не замечал надписей о запрете купания. На берегу томно двигались или неподвижно лежали загорающие.
В какой-то момент берег пришел в движение: по тропинке, ведущей от деревянной церкви к воде, суетливо двигалась процессия. Торопясь и толкаясь, ее участники один за другим ничком ложились вдоль тропы, а над ними в руках священнослужителей плыла большая, тяжелая икона Владимирской Богоматери.
— Ниже, ниже ложитесь! — доносилось с холма: какие-то люди вели инструктаж, разъясняя, как правильно «нырять» под икону.
Конфликтующие праздники
Многие из приехавших на Светлояр понятия не имели, что самый известный языческий праздник совпадает день в день с престольным праздником храма иконы Владимирской Божьей Матери в соседнем селе Владимирском. Среди тех, кто не знал, была и наша маленькая компания: Российское географическое общество, то самое, которое возглавляет президент Путин, пригласило журналистов российских и иностранных изданий в красивый пресс-тур по Нижнему Новгороду и области — с праздником Ивана Купалы в кульминационной части программы. Про то, что в эту ночь плетут венки, прыгают через огонь и купаются голышом, мы знали — невозможно забыть сцену из «Андрея Рублева». А вот про вынос иконы и про то, что верующие будут ложиться лицом вниз на землю, понятия не имели.
Народ на берегу всполошился.
— Что делать надо? — слышались голоса.
— Ложись, икона прощает грехи! — отвечал кто-то знающий.
— Я тоже хочу! — вскрикнул подросток, минуту назад лежавший, растянувшись, на покрывале в одних плавках. В два прыжка парень обогнал коленопреклоненных и уже готов был пристроиться в лежачую очередь, но неизвестный человек, сопровождавший процессию, быстро его одернул.
— Голыми нельзя!
Желающие быть прощенными бросились одеваться. Напряженные лица, склоненные головы. Женщины быстро облекались в парео или прямо в пыльные покрывала, мужчины натягивали брюки и шорты, десятки туристов обгоняли процессию и быстро ложились на тропу. Мать семейства подбивала детей «на всякий случай» cбегать под икону в третий раз.
— Многолюдный крестный ход в этом году, — поделился впечатлениями священник в бело-голубом облачении с другим, несущим хоругвь.
За чудом
Впервые автор побывала на Светлояре в 2000 году. В отличие от большинства народных праздников, Иван Купала был лишен советской истории; новые язычники с наслаждением возрождали традиции предков — прыгали через костры, водили хороводы. В cумерках пускали по глади священного озера венки со свечами, девушки загадывали желания. Купались голыми в чистейшей воде Светлояра. Считается, что для того чтобы очиститься, смыть все грехи, озеро нужно обойти, а лучше — обползти три раза на коленях, не проронив ни слова.
Уже тогда стало понятно, что мирно поделить Светлояр на православный день и языческую ночь не получится. Церковь теснит «язычников», взяв на вооружение экологические аргументы: «своими венками и свечками паломники загрязняют воду Светлояра». Со временем РПЦ удалось добиться полного запрета на «голое купание» и ритуалы вокруг костров, но праздник не потерял популярности. Семейная пара из Иванова, Леонид и Анастасия, рассказали нам, что языческий праздник дарит им душевное успокоение вот уже много лет, и никому не удастся запретить им это.
— Большинство приезжают на ночь Ивана Купала за надеждой, за духовным просветлением, — объяснила Анастасия, длинноволосая женщина с березовым обручем вокруг головы.
Со временем РПЦ удалось добиться полного запрета на «голое купание» и ритуалы вокруг костров, но праздник Ивана Купалы не потерял популярности
”
Местный этнограф, организатор и руководитель нескольких культурных центров «Город мастеров» Алексей Гроза, рассказал, что настоящие язычники празднуют Ивана Купалу камерно, по тридцать, максимум сорок человек — оптимальное количество для хоровода. По языческой традиции купание в озере очищает обнаженное тело, прыжки через костер — душу, а пробежка по раскаленным углям исцеляет дух. Но народ «валом валит на Светлояр за чудом», и с каждым годом паломников становится больше.
Поверить в чудо Светлояра нетрудно. Для этого просто нужно выплыть в ночь Ивана Купалы на середину озера, посмотреть на венки из ромашек на воде с воткнутыми в них свечками, на дрожащую нитку свечей в руках тысяч людей, идущих молча по берегу в надежде услышать звон китежских колоколов...
Гроза на протяжении многих лет наблюдал, как сплетаются в узел древняя мистика озера, чудо ночи Ивана Купалы и православие, которое не приемлет «пережитков язычества».
Дерево на крыше
Алексей Гроза пригласил нас посетить галерею молодых художников в селе Владимирском, в двух шагах от Светлояра. Когда мы пришли, там уже была делегация представителей местной администрации во главе с епископом Городецким и Ветлужским Августином, который, вглядываясь в картины, критиковал современное искусство. Смысл разъяснительных комментариев вкратце таков: страна живет без идеологии, а потому очень важно, чтобы кто-то объяснил тридцати восьми местным художникам, что и как рисовать.
— Посмотрите на это небо, оно же мертвое! Ни одной птицы на нем! И как может дерево расти из крыши храма? — разочарованно комментировал владыка живопись молодой художницы. — Как можно такую печальную картину назвать «Родина»? Она еще не знает, что такое Родина!
Переходя от картины к картине, священнослужитель, как школьный учитель на уроке, разбирал работу каждого художника. Ему, по его словам, хотелось бы видеть на полотне «толпы людей, идущих к храму». Но художники, видимо, пока еще не прозрели.
«Вы не ответили в своей жизни ни на один вопрос. У вас в душе пусто, и поэтому вы больны», — резко выговаривал епископ
”
Осмотр галереи закончился. Черные автомобили чиновников и священно-служителей переместились к месту особой гордости села Владимирского. В селе живет Сергей Михайлович Зорин, создатель Оптического театра — единственного в своем роде инструмента, позволяющего соединять меняющуюся проекцию множества слайдов на экран (или экраны) с музыкой и голосом автора-исполнителя. Произведения Зорина невозможно тиражировать — они всякий раз возникают заново, вживую. В свое время Оптический театр Зорина, в его бытование в Центре Рериха, любили Арсений Тарковский, Юрий Любимов, Альфред Шнитке.
Гости в костюмах и рясах расселись по скамейкам домашнего театра. Хозяин признался, что болен, что на следующий день ложится в больницу.
— Я надеюсь, Бог даст силы закончить большой Оптический театр, который я вот уже восемь лет строю собственными силами в нашем селе, — поделился он заветной мечтой.
Зорин показал свои знаменитые первые фильмы «Реквием» и «Святая Русь», созданные, собранные в конце 60-х — начале 70-х годов из сотен найденных им слайдов с изображениями разрушенных храмов.
— Тогда все, связанное с религией, пребывало за колючей проволокой. А сейчас — всегда ли возведение нового храма означает возрождение былой святости духа? Где же он, путь в Святую Русь? — так Зорин представил идею фильмов, созданных им более сорока лет назад. Образы взорванных, разрушенных церквей, казалось, всплывали на волнах классической музыки из потрескавшейся земли, из мрачного беспросветного неба.
Владыке не понравилось творчество Зорина.
— Ваши фильмы показывают, что вы не ответили в своей жизни ни на один вопрос. У вас в душе пусто, и поэтому вы больны, — резко выговаривал епископ ошеломленному автору. В зале стояла мертвая тишина. Бледный Зорин почти прошептал:
— Этот вывод вы основываете на самой первой моей работе? После нее я сделал еще пятьдесят фильмов.
Но у священнослужителей не было времени смотреть другого, более оптимистичного Зорина. Их мнение уже сложилось.
Вера в чудо
А на озере продолжалось гулянье, отдаленно напоминающее этнофестиваль или тусовку поколения нью эйдж. В торговых рядах вдоль березовой аллеи, ведущей от шоссе к озеру, распивали квас и медовуху; покупатели интересовались индийскими благовониями, книгами по медитации и китайской медицине. Активно обсуждались йога-тренинги, несколько юных фигур у самой воды, на фоне заката выполняли позы йоги «Приветствие Солнцу». Загоревшие за день туристы собирали цветы, плели венки. Женщины переоделись в длинные сарафаны. Суета улеглась. Кто-то негромко пел.
Все это напоминало 60-е годы, американских хиппи, которые уходили от призыва во Вьетнам в лес и создавали коммуны, надеясь прожить жизнь, не имея ничего общего с государством. Россия сейчас ни с кем не воюет, но многие ее граждане скорее надеются на чудо, чем на политические перемены. Иначе как объяснить массовое паломничество в позапрошлом году к поясу Богородицы в храме Христа Спасителя или исход россиян в многочисленные экопоселения на Волге и Алтае, в сибирские религиозные секты, в индийские ашрамы? Во что у нас только не верят: и в космоэнергетику, и в «силу портала» алтайской горы Белухи; под Магнитогорском поднимаются на Гору покаяния — чтобы очиститься, на Гору любви — чтобы сбылись три сокровенных желания. По всей стране люди ищут очищения, исцеления, спасения.
…Начинался второй за день «крестный ход». Многие из тех, кто утром бросался на землю под иконой Владимирской Богоматери, теперь просили у озера: чтобы он полюбил, чтобы в институт поступить, чтобы мама не болела.
Полиция следила за порядком: голыми не купаться и костры не жечь. Но, говорят, чудеса от запретов происходить не перестали…