Приз «Серебряный лев» Кончаловский получил за фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
Исполнители практически всех ролей — жители архангельских деревень, сыгравшие самих себя. The New Times разыскал главного героя ленты — почтальона Алексея Тряпицына из деревни Косицына.
Кадр из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» /фото: предоставлено продюсерским центром А. Кончаловского
Деревенская сага Кончаловского
«Белые ночи…» Андрея Кончаловского продолжают серию работ о русской деревне, которую режиссер начал фильмом «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967), а затем продолжил картиной «Курочка Ряба» (1994).
Лента рассказывает о жизни одинокого, влюбленного, видящего сны про котов почтальона Тряпицына и его односельчан. «Это моя первая картина, где я не думал ни о чем, кроме того, чтобы снимать жизнь людей», — признается Кончаловский. (цитата дана по www.konchalovsky.ru)
«Почему я? Говорят, фактура»
Ирина Ермолова — единственная профессиональная актриса, занятая в фильме
|
Позвонили и говорят: «Это из студии Кончаловского, хотим к вам приехать, ищем почтальона для фильма». Я сначала не поверил — думал, разыграть кто меня решил. Потом еще раз позвонили. А после приехали сюда три девушки. Мы познакомились, поездили тут с ними… Поснимали они меня на любительскую камеру… Потом говорят — будем с вами фильм делать…
Они ведь до меня еще и по другим районам ездили, с другими людьми знакомились. Они же в Вологде хотели снимать, но там им почтальон не подошел. А я последний был…
Потом уж они мне проговорились: «Как приехали сюда, сразу поняли — это то, что нам надо». Фактура, говорят… Меня наши спросили: «А чего это именно тебя-то снимать решили?» Не знаю я, ну, подошел — и подошел.
«Плохих-то вестей я не приношу»
Почтальоном работаю лет семь или восемь. Раньше в совхозе на ферме работал. А потом разорилось все, нету никаких ферм давно уже. Ну, я в почтальоны пошел. Два раза в неделю работаю — на катере, на санях развожу пенсии, налоги, переводы, газеты по деревням… Поговорю иногда с кем — здесь же люди живут такого возраста, как я, около пятидесяти и старше. Чаю попьем, ну, и хорошо. Мне тут всегда рады. Плохих-то вестей я не приношу: срочных телеграмм, как раньше, теперь не шлют — все по телефону, ну, или по интернету…
На зарплату почтальона в шесть тысяч не проживешь, так мы еще подрабатываем, строительством занимаемся. Раньше вот пару раз в Подмосковье ездили. Теперь тут работаем — заказы поступают: кому крышу перекрыть, кому дом поставить… На жизнь хватает.
«Не пойму я его фильмов»
Кончаловский — человек хороший. Грамотный. Интересный. Хорошо разговаривает, спрашивает. Мы вот сценарий-то вместе с ним писали, его ж заранее не было. Сядем с Андрей Сергеичем за обедом, он спросит — а вот это как? Ну, а это как происходит? Я ему отвечу. Поговорим — и он уж знает, что снимать будем.
Он нам всегда говорил: «Как сделаете — так и сделаете». Конфликты бывали, но чуть-чуть. Иногда он что-то предложит — давайте вот так скажем, а я ему — нет, мы так не говорим… Я никогда не делал того, чего мне не хотелось.
Что получится — не знаю. Весь фильм я не видел — кусочки только, когда на переозвучку ездил, надо было там подправить кое-что непонятное… И про что фильм, не знаю. Ну, про Россию. Про жизнь нашу.
И вообще фильмов Кончаловского я не смотрел. Сейчас вот хотел его фильмы посмотреть, начал смотреть «Курочку Рябу», и одну треть только выдержал… У него же свой язык, не пойму я его фильмов…
„
«Кончаловский — человек хороший. Грамотный. Интересный. Хорошо разговаривает, спрашивает. Мы вот сценарий-то вместе с ним писали»
”
Я другие фильмы люблю. Такого типа, как «Вечный зов» или «Тени исчезают в полдень». Современных фильмов не смотрю и сериалы не понимаю. Не могу с ними определиться: чего там смотреть в этой «Рабыне Изауре»-то? Я вообще очень редко телевизор смотрю. Неинтересно, да и некогда. Часов в 9-10 вечера домой уставший с работы прихожу, сготовлю себе чего-нибудь (я ж один живу), тут и спать пора. И новости не смотрю. Что война на Украине, знаю, да. Но это ж там, у вас…
А на фестиваль я не поеду. Зачем? Я читал, там двадцать картин показывать будут, так что и без меня людей хватает. А здесь у меня просто идет жизнь своим чередом… Говорят, что за границей из этого фильма узнают много нового о России. Что нового-то? У нас же вон люди ездят по Кенозерью, на иностранных языках говорят. Ну, и сами видят все, конечно.
«Еще позовут — буду сниматься»
После съемок жизнь моя никак не изменилась. Так же работаю — и все. Гармошку новую купил, хорошую, дорогую. Еще курить бросил — тут один парень все лекции читал о вреде курения, ну, я и бросил. Ну да, интернет у меня появился, я его освоил немного. Конечно, сначала показали, как и куда нажимать, потом я сам начал что-то делать, все больше методом тыка осваивал, но ничего, вроде получается. Фотки отправить-получить могу… В фейсбуке переписываемся со съемочной группой. Я с ними в очень хороших отношениях, три девчонки вот недавно приезжали отдыхать ко мне на три дня. Если еще позовут — буду сниматься. Интересно. Хотя какой из меня актер…
Но на съемках, конечно, я много чего узнал. И что фильм снимается не подряд, а по кусочкам, и что нужно одно и тоже по нескольку раз повторять, и что важно снимать, пока «солнце не ушло»… Много чего…
А Кончаловский все объясняет как-то очень толково. Понятно становится, чего он хочет. Бывает ведь, что человек чему-то учит, а понять невозможно. А с ним все сразу ясно.
Научился ли чему-то от меня Кончаловский? Вот тут у меня книжка есть, с его автографом. Подарил он мне. Не могу прямо сейчас ее найти, но Андрей Сергеич так примерно написал: «На память о наших буднях. Я многому у вас научился, было интересно». Уж не знаю, чему там он у меня научился…
фото: предоставлены продюсерским центром А. Кончаловского