27 августа, в Москве, на центральной улице города, был вывешен очередной обличительный баннер с портретами писателей Дмитрия Быкова, Людмилы Улицкой и Виктора Шендеровича и авторов-исполнителей Дианы Арбениной и Андрея Макаревича
В 1997 году Макаревич спел хит со словами «Не стоит прогибаться под изменчивый мир», а в 2014 — доказал, что слова не расходятся с делом /фото: Роман Подэрни/ИТАР-ТАСС |
В 1843 году королева Виктория даровала известному английскому поэту Уильяму Вордсворту звание поэта-лауреата. По традиции, это была должность придворного поэта, которая накладывала на избранника определенные обязательства, например, писать стихи на события в королевской семье и государстве. Как гласит предание, Вордсворт, узнав о желании королевы оказать ему подобную милость, дал понять, что сочинять дежурные оды в ее честь не входит в его планы. И Виктория согласилась прожить без его славословия, понимая, что в складывающемся новом мире творческие люди такого крупного калибра — это главные жемчужины в ее короне.
Увы, приоритеты современного государства нашим законодателям до сих пор неведомы. Будучи носителями архаического — мифологического — сознания, они искренне верят, что могут самолично выращивать таланты, как гомункулов в пробирках, или, подобно злым волшебникам, лишать провинившихся творческого дара, отняв у них заветный талисман. Не в этом ли состоит суть неутихающей думской кампании против Андрея Макаревича с требованием лишить его государственных наград? В верноподданическом угаре инициаторы этой погромной вакханалии и не подозревают, что рискуют наказать самих себя, а заодно и президента, которому так усердно служат.
Андрей Макаревич был, есть и будет замечательный музыкант, который заслужил народную любовь до и без всяких официальных наград. Присуждение ему Госпремии было честью, прежде всего, для самого государства, для новой демократической России. Если будет создан позорный прецедент отъема наград в угоду политической конъюнктуре, то государственная премия окончательно и бесповоротно потеряет свой престиж в глазах общества и неизбежно деградирует, превратившись в уныло-идеологический «праздник послушания».
„
Присуждение Макаревичу Госпремии было честью, прежде всего, для самого государства
”
Честно говоря, меня в этой неприглядной истории не в меньшей степени удручает реакция единомышленников, тех, кто вместе с Макаревичем ходил на марш мира, против войны с Украиной. Я постоянно натыкаюсь в соцсетях на злые реплики по поводу недостаточной стойкости «Макара», на перепосты его выступлений 10-летней давности, где он выступал в поддержку Путина и Медведева и т.д. Понимаю, как сильна сейчас потребность в непреклонных и несгибаемых борцах с тиранией, но по факту получается, что мы следуем той же погромной логике, выискивая пятна на ризе творца. В конце концов, за что мы боремся: за свободу политических убеждений или за единомыслие с обратным знаком? В чем состоит наш гражданский долг: попрекать гонимого музыканта, что он не Спартак и не Муций Сцевола, или всеми силами поддержать его в столь трудный для него час?
Нашему гражданскому обществу предстоит нелегкая задача заново доказывать прописные истины — вроде той, что музы, а не ржавые ракеты определяют международный рейтинг современного государства. И звездный час нынешнего российского президента был не в момент аннексии Крыма, а когда он слушал песни Пола Маккартни, сидя на Красной площади рядом с Андреем Макаревичем.