По мотивам картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге» /фото предоставлены Крокин галереей
Главный раздел экспозиции — восемнадцать новых работ художника-карикатуриста. В интервью The New Times Андрей Бильжо рассказал о том, зачем он «играет в классики» и почему нужно заново «раскрашивать» знаменитые картины.
Мне интересно «играть в классики». Потому что классика — это то немногое, что пока еще связывает разные поколения. С трудом, но все-таки связывает.
Часто вспоминаю историю, произошедшую со мной в одном из московских ресторанов. Там ко мне подошла девушка с тарелкой, на которой был напечатан мой рисунок с надписью «У вас родилась елочка». Девушка говорит: «Знаете, мне нравятся все ваши рисунки, но вот этот я не понимаю. Что он означает?» Я отвечаю: «Ну как же, вы разве не знаете песенку «В лесу родилась елочка»?» — «Нет, не знаю». Я удивился: «Вы в детский сад не ходили?» — «Ходила. Только мой детский сад был в Нью-Йорке».
Тогда я понял, как важен контекст, в котором существуют и воспринимаются мои работы. Это вообще важно для понимания карикатуры — определенный культурный уровень аудитории, ее участие в сегодняшней жизни.
По мотивам картины Владимира Серова «Ходоки у Ленина»
| По мотивам картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» |
А классику знают все. Ну скажите, какой идиот не знает картин: «Бурлаки на Волге», «Утро в сосновом лесу» или «Неравный брак»? А если какой-то идиот не знает, то он мне и не нужен. Научить я его ничему не смогу.
Так вот, мне интересно, когда персонажи этих картин начинают говорить. Мне интересно: что произносит Иван Грозный, когда у него на руках лежит убитый сын? Что скажет кустодиевская купчиха? Я переношу этих людей и животных в сегодняшний день, и они начинают говорить.
По мотивам картины Бориса Кустодиева «Портрет Шаляпина»
| По мотивам картины Александра Дейнеки «Будущие летчики» |
Думать в цвете
В новой серии работ я не пытался повторить цвета «оригинальных» картин. Раскрашивал так, как мне этого хотелось. Потому что сегодня многие люди начали думать цветами. За сочетанием оранжевых и черных полосок они видят георгиевскую ленточку, в желто-черной пчеле «узнают» не пчелу, а «Билайн». Если сегодня твоя одежда «желтый верх—голубой низ» — это значит, что ты за Украину.
Нейтральных цветов вообще не осталось. Красный — советский цвет, красно-коричневый — «чума», зеленый — «зеленые» или мусульмане, белый — белоленточники, черный — анархисты… Собираем цвета в радугу — получаем секс-меньшинства.
„
Мне интересно: что произносит Иван Грозный, когда у него на руках лежит убитый сын? Что скажет кустодиевская купчиха?/span>
”
Но это нарушение сознания. Цветовое сочетание сегодня несет информацию, и в таком восприятии цвета есть момент шизофрении. А если мне просто нравится такое сочетание цветов — «желтый верх—голубой низ»? И в этих работах я выбирал те цвета, которые мне нравятся — вне зависимости от их современной «смысловой нагрузки».
Классическая картина, как классическая пьеса, может быть интерпретирована по-разному. Да и раскрашена тоже. Классики обычно не обижаются. Они же не дураки.
По мотивам картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
| По мотивам картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре» |
Получать удовольствие
Когда-то Володя Сорокин, которого я знаю очень давно и который тогда еще не создал свои знаменитые книги, сказал, что пишет для себя и решает тем самым собственные внутренние психиатрические проблемы. Наверно, и я, когда рисовал эти картинки, решал свои проблемы. Потому что невозможно все время думать о том, что происходит вокруг, переживать об этом — а я переживаю довольно серьезно.
То, что происходит сегодня в обществе, напоминает индуцированный бред. Когда в семье или коллективе находится один душевнобольной, но остальные — вполне здоровые люди — не могут, не хотят понять, что он болен. Окружающие его любят, уважают, верят в рассказы — о его встречах с марсианами, например. И понимают, что человек болен только тогда, когда он заходит за определенный край — накакает в углу, например.
„
Красный — советский цвет, красно-коричневый — «чума», зеленый — мусульмане, белый — белоленточники…
”
Эта аналогия приходит в голову, когда ты видишь людей, бесконечно смотрящих телевизор и верящих в госпропаганду, — в этом смысле они очень похожи на индуцированных бредом. Так что ситуация довольно сложная. И думать о ней постоянно мне нелегко…
Я тратил время на то, чтобы рисовать эти картинки и получать от этого удовольствие. Я вообще получаю удовольствие от всего, что делаю. Вот такой я эгоист.
фото предоставлены Крокин галереей