Дуэт «Синие носы» — Александр Шабуров и Вячеслав Мизин:
«Министр культуры мыслит, как люмпен с вокзала»
Александр Шабуров
Мы — художники, выросшие и воспитанные в провинции. Мы делаем искусство не для узких специалистов. Наши работы интересны и понятны всем: пионерам, пенсионерам и даже министру культуры. Мы не те художники, которые пишут кисточкой по холсту, — вокруг сейчас иная реальность, медиареальность. Мы перерабатываем то, что пишут в газетах, журналах, и то, что показывают по телевизору. Разные медийные клише. Картина «Эра милосердия», где целуются два милиционера, — запоминающийся образ. Наверное, поэтому министр говорил именно об этой работе. О чем это произведение, мы и сами до конца не понимаем — мы же не мыслители. В одном из интернет-блогов я прочитал очень понравившееся мне объяснение. Какая-то девушка пишет: «Это не порнография, не гомосексуализм, это мечта о невозможном, о времени, когда даже милиционеры перестанут дубинками мутузить и станут бережнее относиться к людям».
Вячеслав Мизин
О том, что наши работы не едут в Париж, мы узнали из газет. Никто нам не звонил, не сообщал об этом. Выставка сформирована отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, и работы, которые представлены на выставке, были уже показаны в рамках Второй Московской биеннале. И министр Соколов, кстати, ее тогда посещал, и все было нормально. Работа «Эра милосердия» вообще сделана в 2004 году. Другие работы, которые не выпустили в Париж, тоже созданы в начале нового века. Быть может, мы опережаем время и наши произведения только начали срабатывать как бомба замедленного действия. Мы создаем работы и смотрим на реакцию. Вот создана работа, которую министр культуры интерпретирует как порнографию, — значит, он мыслит такими же маргинальными клише, как люмпен с вокзала. У него нет других интерпретаций этой работы, и это очень странно.
Александр Шабуров
Возвращение ли это цензуры? И да и нет. В частной галерее или в зарубежном музее никакой цензуры быть не может. Мы занимаемся цифровой фотографией, и наши работы могут появиться в интернете, да где угодно. Организаторам выставки в Париже ничего не мешает распечатать «Эру милосердия» и повесить ее в своей галерее. Третьяковская галерея действительно госучреждение, а министр культуры — госчиновник, который может что-то решить. Но стоит ли это делать? Была уже эта выставка в Третьяковке, и никакой революции не произошло. Эти работы видели тысячи человек, и после этого они не перестали рожать детей и все у них хорошо.
Вячеслав Мизин
Министр поступил просто непрофессионально. Он может сам не разбираться в актуальном искусстве, но у него же есть штат экспертов, с которыми он мог посоветоваться, прежде чем делать какие-то заявления. Третьяковская галерея может формировать выставку по своему усмотрению — брать работы, не брать... Я даже не понимаю, почему весь этот сыр-бор. Обычно это внутреннее дело людей, которые собирают выставку и вывозят ее за рубеж. Запретили нашу работу с Ющенко и Тимошенко. А мы просто выстраиваем все известные фигуры в один медиаряд. Для нас нет разницы между Микки-Маусом и Ющенко. Все эти медиафигуры живут вместе с нами в наших квартирах. Мы живем не с родственниками, не с детьми, а с персонажами, которые навязчиво лезут к нам из телевизора и живут с нами на наших диванах. Конечно, выставка организована государством, и ему решать, что там экспонировать. Но никто не может заставить художников ходить строем. Решаться такие вопросы должны деликатнее. Когда министр начал говорить: «позор», «порнография» — он вернулся к риторике хрущевских времен.