Как сказал однажды классик советской мультипликации Федор Хитрук, аниматор может оживить даже фонарный столб. Что и как оживили порядка двухсот режиссеров всего мира за последний год, можно было увидеть на XIV Международном фестивале анимационных фильмов «Крок», только что завершившемся в Киеве
|
Уникальность «Крока» в том, что он традиционно проходит на корабле. За бортом бушует шторм, свищет ветер, пустые графины скользят взад-вперед в баре ресторана, а в кинозале народ спокойненько смотрит мультфильмы. К счастью, в этот раз Черное море было благосклонно к аниматорам, а потому плавание по маршруту Одесса—Севастополь—Ялта—Киев прошло без эксцессов. Самые хладнокровные из участников бросались в уже прохладную крымскую воду, согреваясь потом местным же портвейном. Один из президентов «Крока» режиссер Эдуард Назаров («Жил-был пес», «Путешествие муравья») выгуливал на берегу верного «такса» Чарлика, великий Юрий Норштейн предпочитал прогулки босиком по палубе.
Что сразу бросалось в глаза на «Кроке» — наличие на борту собак и детей. Самым популярным ребенком фестиваля, который две недели мужественно терпел тисканье и нежное воркование окруживших его взрослых, стал кудрявый Мишка Татарский, сын недавно ушедшего из жизни режиссера Александра Татарского. Мише полтора года, и своего знаменитого папу он видел совсем недолго.
Что же касается главного, то есть самого кино, то его на фестивале было много — 153 работы размером от нескольких секунд до получаса. В этом году Россия представлена 30 фильмами, а всего в конкурсе участвуют 40 стран мира. В этом и заключается еще одна особенность «Крока»: это самый большой смотр анимации в мире, многие западные гости признаются, что приезжают на фестиваль, чтобы посмотреть все лучшее разом.
Авторские работы на фестивале по большей части для взрослых. Темы страха, эротических фантазий, смерти, черный юмор представлены в программе в полном ассортименте. Причем подмечено, что западное кино более мрачное, чем наше. Взять хотя бы нашумевший английский фильм «Петя и волк» (режиссер Сьюзи Темплтон), получивший на «Кроке» спецприз жюри «За новое прочтение прокофьевской темы». Это дорого (картина обошлась создателям в 2,5 миллиона долларов) и добротно сделанный кукольный фильм на музыку Прокофьева, где весьма натуралистичный волк пожирает с потрохами утку и наводит такого страху на жирного аппетитного кота, что дети в зале почти кричат от ужаса.
Не для слабонервных оказалась и следующая подборка фильмов, шедших друг за другом в одной программе, — к слову, все они получили различные призы и дипломы жюри. Опять же английского происхождения стильный «Кролик» режиссера Рана Рэйка: дети поймали кролика и, разрубив его, обнаружили внутри идола, превращающего трупных червей и прочих гадов в драгоценные камни. Следующий фильм — «Последыш» немецкого режиссера Андреаса Хюкаде, и опять кролики. Он получил диплом с красивой формулировкой «За ощущение поэзии жестокого мира». В этом коротеньком рисованном кино ребенку, воспитаннику кролиководов, предлагается впервые убить с любовью выращенного им зверька.
Справедливости ради надо отметить, что добрые смешные мультфильмы в конкурсной программе тоже встречались. Константин Бронзит, известный своими легкими изящными работами, выдал «Уборную историю — любовную историю»: оказывается, найти свое счастье можно в весьма необычном месте. А приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» с формулировкой «За высший пилотаж» получил Чан Хьюн Юнь из Южной Кореи. Его «Папочка Волк» вызывает улыбку и сострадание к несчастному зверю, которого угораздило стать приемным папой маленькой девочки. «Папе» пришлось бросить свои хищные привычки, сделаться вегетарианцем и научиться получать удовольствие от новой жизни. И это, наверное, самая человечная история от «Крока-2007».