#Выставка

#Только на сайте

Собиратели и хранители

2014.12.08 |

Людмила Иванова, Санкт-Петербург

В Русском музее Санкт-Петербурга открылась выставка «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины». Она посвящена 100-летнему юбилею Древлехранилища имени императора Николая II
sobirateli_1.jpg

Русский музей. Как 100 лет назад, в центре внимания — древнерусское искусство, Санкт-Петербург. Фото: Павел Маркин

Резной золоченый амвон XVI века — редчайший из сохранившихся памятников церковной культуры. Самый ранний образец иконы «Святые Борис и Глеб», «Богоматерь Владимирская» Симона Ушакова, часовня-киот XVII века, резные деревянные скульптуры «старцев», шитье, литые изделия — всего около шестисот памятников древнерусского искусства. «Мы хотели, чтобы выставка напоминала экспозицию 1914 года», — сказала заведующая отделом древнерусского искусства Русского музея Ирина Соловьева. Тогда, 18 марта 1914 года, в анфиладе зал правого крыла Михайловского дворца торжественно открыли Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины имени императора Николая II. Экспозиция была оформлена по проекту архитектора Алексея Щусева.

sobirateli_2.jpg

Сошествие во ад, Псков, конец XIV века.

Поиск сокровищ

В России осмысленный интерес к прошлому появился в XVII веке. Веком позже коллекционирование стало популярным у знати. Одну из первых коллекций монет и медалей собрал сподвижник Петра I Яков Брюс. Древнерусские рукописи коллекционировал другой государственный деятель, президент Академии художеств Алексей Мусин-Пушкин.

После победы над Наполеоном собирание русских древностей становится всеобщей модой. Энтузиазм подстегивает уникальная находка 1821 года — золотая гривна Владимира Мономаха. Появляются многочисленные научные общества. Поиском старины занимаются купцы, священнослужители, даже крестьяне, которых с подачи московского генерал-губернатора Сергея Строганова именуют «крепостной интеллигенцией». Именно эту «интеллигенцию» Строганов, председатель Московского общества истории и древностей российских, снаряжал на собственные средства в экспедицию на юг России, где и были найдены керченские клады и скифское золото.

sobirateli_3.jpg

Борис и Глеб, Москва, середина XIV века

В 1884 году в России появляются губернские ученые архивные комиссии «с целью собирания и приведения в порядок архивных дел и документов». Интерес к прошлому становится делом государственным. И тогда же в лексиконе появляется слово «древлехранилище».

Коллекционеры

В 1897 году в готовящийся к открытию Русский музей императора Александра III поступило 1616 древних икон, около 3000 произведений литья, резьбы, шитья — полная коллекция Музея христианских древностей Академии художеств.

  

Поиском старины занимались купцы, священнослужители, даже крестьяне, которых именовали «крепостной интеллигенцией». Именно эту «интеллигенцию» снаряжали в экспедицию на юг России, где и были найдены керченские клады и скифское золото


Музей был создан в 1856 году по инициативе вице-президента Академии, обер-гофмейстера двора Его Императорского Величества князя Григория Гагарина, известного почитателя Византии. Фонд в основном формировался из частных коллекций известных собирателей древностей, прежде всего Петра Севастьянова и Михаила Погодина.

sobirateli_4.jpg

Паникадило, 1667 год

Археолог и юрист Петр Севастьянов многое из своего собрания привез из Греции, с Афона, в том числе и фрагмент хороса*. Выставлял свою коллекцию в Париже. Собрание Михаила Погодина, известного историка, писателя и издателя, — иконы, литые образы, серебряные и медные кресты, лубочные картины, древние вислые печати и другие ценности. Погодинскую коллекцию за 150 тыс. рублей серебром приобрел для государства Николай I.

За сорок лет существования академическая коллекция стала крупнейшим петербургским собранием старины. Для нового музея это было удачное приобретение.

Вскоре отделение христианских древностей пополнилось 771 предметом церковной старины и гражданского быта из собрания бывшего хранителя Музея Академии художеств и издателя художественно-археологического журнала «Христианские древности» Василия Прохорова. Так в Русский музей попал один из ранних списков чудотворной иконы Владимирской Божьей Матери «Богоматерь Умиление», сделанный мастером из круга Андрея Рублева, «Богоматерь Знамение с избранными святыми» третьей четверти XV века — классический образец живописи Великого Новгорода.


sobirateli_5.jpgsobirateli_6.jpg

Царские врата. Лихачевские, Новгород, первая треть XIV века 

Подсвечник «Тощая свеча», Архангельский Север, середина XVII века

Более тысячи медных литых икон, нательных крестов и образков массового производства музей приобрел у художника Василия Верещагина. Другое крупное собрание старинных предметов бытового назначения — коллекцию директора Эрмитажа Александра Васильчикова, передала в дар его вдова. Сто икон, в основном написанных мастерами владимирских иконописных сел — Мстеры, Холуя, — дар академика Никодима Кондакова.

В пополнении коллекции вновь образованного музея приняли участие Императорский Эрмитаж, Императорская археологическая комиссия.

  

Царские деньги получил и почетный гражданин Петербурга Иван Синицын: у него купили рукописное Евангелие XVI века в медном окладе XIV века и другие ценности


Царские деньги

С приходом Петра Нерадовского на должность хранителя художественного отдела в Русском музее наступает расцвет собирательства. Хранитель меняет стратегию работы. Организовывает экспедиции по храмам и монастырям в поисках вещей, вышедших из употребления. Поступления в музей становятся систематическими, хотя не все достается легко. Два года ушло на переговоры со старейшими монастырями — Суздальским, Покровским и Иосифо-Волоцким (Волоколамским). Музейщиков поддержали Синод и император.

sobirateli_7.jpg

Святой Николай Чудотворец. Фрагмент стенной росписи, Афон, середина XVIII века

Петр Иванович Нерадовский организовал показ для императора собрания икон и шитья, присланного из Москвы антикварами, коллекционерами и реставраторами. Николай I выкупил старинные вещи и передал музею. Царские деньги получил и почетный гражданин Иван Синицын: у него купили рукописное Евангелие XVI века в медном окладе XIV века и другие ценности.

Личные средства императора получил за 1500 русских и греческих икон действительный статский советник, член Совета министра народного просвещения Николай Лихачев, причем на вырученные деньги коллекционер «сказочного размаха» достроил этаж в своем доме, где разместил оставшуюся коллекцию. А музей получил систематизированное собрание, которое в полной мере представляло русскую икону с XIV по XVII век. Среди них «уники» — «Святые Борис и Глеб», «Святые Параскева и Анастасия», образ «Богоматери Владимирской» — реплика прославленной византийской святыни, написанная крупнейшим мастером Оружейной палаты Московского Кремля Симоном Ушаковым в 1662 году.

К 1914 году, после шестнадцати лет поисков и находок, Русский музей стал обладателем самой большой и уникальной коллекции христианских древностей. Было решено создать музей в музее.

sobirateli_8.jpg

Амвон, Новгород, 1533 год

Имени императора

Центром экспозиции 1914 года стала воссозданная Новгородская иконная палата с иконостасом, «тощими свечами», хоросом, изготовленным по образцу привезенного с Афона. В центре зала — восьмигранная витрина с небольшими иконами из мореного дуба и обтянутая внутри зеленой штофной материей, а снаружи украшенная серебряной басмой. В соседних залах — произведения греческого, новгородского, московского искусства, начиная с византийских образцов и кончая поздними русскими иконами. Именно эта экспозиция стала своеобразной визитной карточкой Русского музея.

Современная экспозиция позволяет увидеть уникальные памятники в едином выставочном пространстве — как и сто лет назад. Нет только коллекции византийских икон — в 1930-е их передали Эрмитажу.

Фото предоставлены Русским музеем

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share