Госкорпорация «Роснравственность».
Путинской России, заходящей на третий срок, понадобятся идеологические скрепы. Ничего лучше формулы Уварова «православие—самодержавие—народность» не придумано. Если не считать обнародованного патриархом Алексием II приоритета нравственности перед правами человека
Русская православная церковь, в последние годы неумолимо сближающаяся с государством, претендующая на лавры госкорпорации «Российcкая нравственность» и с помощью школьного курса православной культуры монополизирующая души россиян, не в первый раз выдвигает тезис ущербности универсальной концепции прав человека. «Декларация о правах и достоинстве человека», принятая Всемирным русским народным собором (ВРНС), говорит о том, что есть «ценности, которые стоят не ниже прав человека… вера, нравственность, святыни, Отечество». Несмотря на то что все эти ценности никогда и ни в коей мере не отвергала либеральная концепция прав человека, патриарх в Страсбурге выразился в том смысле, что Запад вместе с либералами загнивает: «…сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи человека и нравственности».
Аналогичные мысли неоднократно высказывали главный идеолог РПЦ митрополит Кирилл (Гундяев) и споуксмен Церкви отец Всеволод Чаплин. При этом митрополит Кирилл к уже упомянутым нравственным ценностям присоединил еще несколько понятий: «Радует, что в последнее время в нашем обществе появились многие серьезные попытки осмыслить самобытность России через призму ее духовно-исторической традиции. К их числу можно отнести идеи суверенной демократии, реального суверенитета, русского проекта, переосмысление понятия империи».
Если в процитированном фрагменте митрополит внятно объясняет смысл связки «православие —самодержавие», то о практическом применении «народности» любит рассказывать отец Всеволод: «…люди должны иметь возможность утверждать в политике свое мировоззрение, в том числе религиозное, даже если оно не совпадает с интерпретацией так называемых общечеловеческих ценностей». И еще: «Наши приходы должны стать центрами общественных действий… Создание молодежных групп, военно-патриотических кружков, организация молодежных лагерей — все это может осуществлять сообщество грамотных общественных мирян».
Идеологическая формула третьего срока, разумеется, была бы неполной, если бы мы не упомянули ее другую важную составляющую: какое православие, какая суверенная демократия, какие военно-патриотические кружки при церковных приходах без денег! В соборном слове последнего ВРНС говорится: «У нас нет будущего, если нефтяные и газовые деньги не будут использованы именно сегодня для того, чтобы совершить социальный и экономический прорыв».
Вот она — итоговая идеологическая формула новой старой власти: нравственность суверенной демократии, отвергающей права человека, плюс военно-православное воспитание масс, плюс массированные государственные расходы, включая распечатывание Стабфонда.
Идея хорошая, только очень высокая по своей цене — как человеческой, так и финансовой.
Из интервью The New Times специалиста по РПЦ Николая Митрохина:
«Патриарх Алексий представляет собой Европу довоенную, в которой в семье активиста Русского студенческого христианского союза воспитывался мальчик Алеша. Он выходец из среды живших в Эстонии русских православных националистов, полунемец по крови, но «настоящий русский» в душе.
То, что говорил Патриарх 2 октября с трибуны ПАСЕ перед полупустым залом, безусловно, его личные убеждения, пусть даже оформленные штатным писарем Отдела внешних церковных связей. И то, что христианству современная цивилизация обязана всем, включая систему «объективного судопроизводства», и что европейским народам грозит потеря «самостоятельного места в истории», и что гомосексуализм и клептомания суть одни феномены — вполне адекватные своему времени и социальной среде мифологемы и дискурсы».