Традиционный дисклеймер: у автора свой взгляд на то, что стоит называть «хитом» и это не обязательно тождественно тому, что будет пользоваться массовым спросом. Поскольку российский прокат непредсказуем, даты выхода фильмов надо уточнять, и — не один раз. Плохо то, что наш прокат не просто непредсказуем, а, перефразируя Воланда, внезапно непредсказуем. Что лишний раз подтвердила история с фильмом «Номер 44» (см. NT № 13 от 20 апреля 2015 года), у которого за день до выхода на экран было отозвано прокатное удостоверение.
14 мая
«Безумный Макс: Дорога ярости»,
режиссер Джордж Миллер,
Австралия-США
День в день с выходом в российский прокат фильм официально презентуют на кинофестивале в Канне. «Безумный Макс» 1979 года, у которого было два продолжения, — культовый фильм для обладателей первых в СССР видеомагнитофонов. Это боевик о мире будущего, где все постепенно начинает разваливаться. Экс-полицейский мстит за смерть близких бандитам-беспредельщикам, которые правят дорогами. Необычное: ремейк культового фильма спустя 36 лет после его выхода сотворил тот же режиссер, что сделал и оригинал, — австралиец Джордж Миллер. Кажется, это первый подобный случай в киноистории. Когда-то «Безумный Макс» превратил в суперзвезду Мела Гибсона. Теперь вместо него в главной роли Том Харди. В паре с ним — Шарлиз Терон, хотя у оригинального Безумного Макса пары не было.
21 мая
«Красная армия»,
режиссер Гейб Польски,
США-Россия
Спустя год после премьеры на прошлогоднем Каннском фестивале должен, наконец, выйти документальный триллер о противостоянии хоккейных сборных Канады и СССР, которое было не только спортивным, но и идеологическим. Если забыть о противостоянии, то это драма о великой команде ЦСКА, название которой в Америке переводили как Red Army, и величайшей хоккейной пятерке 1980-х: Крутов — Макаров — Ларионов — Фетисов — Касатонов. Фетисов — едва ли не главный рассказчик и герой фильма, очень, кстати, уважительного и доброжелательного по отношению к СССР и его выдающемуся хоккею.
4 июня
«Под электрическими облаками»,
режиссер Алексей Герман-младший,
Россия–Польша-Украина
Ясно, что любые фильмы, взращенные семьей Германов, смотреть надо. «Под электрическими облаками» — философская антиутопия, действие которой развивается в близком для нас 2017-м, когда миру угрожает вселенская война — в нынешней ситуации это не такой уж и фантастический прогноз. Герои фильма — маргиналы. На недавнем Берлинском кинофестивале, который считается № 2 в Европе после Каннского, фильм получил «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения.
18 июня
«Убрать из друзей»,
режиссер Леван Габриадзе,
США
Трейлер фильма, как утверждают, побил рекорды по просмотрам в Twitter. Суть в том, что это псевдодокументальный ужастик нового поколения. Его действие развивается на экранах мониторов — в компьютерах нескольких персонажей, которые вошли в Skype и стали его пленниками. Все они, как оказывается, виновны в смерти своей подруги. Фильм продолжает традициии «Ведьмы из Блэр» и «Паранормальных явлений». Основной продюсер фильма — Тимур Бекмамбетов. Правда, в Америке, где он только что появился, фильм, несмотря на раскрутку в сети, пока не стал лидером проката.
25 июня
«Врожденный порок»,
режиссер Пол Томас Андерсон,
США
Фильм на основе культового романа Томаса Пинчона (у него, собственно, все романы культовые), сделанный знаменитым режиссером, автором «Ночей в стиле буги», «Магнолии» и «Нефти». Главный герой — частный детектив — начинает по собственной инициативе разыскивать бывшую подругу, которая вдруг пропала вместе с новым богатым поклонником. Пинчон есть Пинчон. И Андерсон есть Андерсон. Каким бы в итоге ни оказался фильм, автор этих строк окажется среди его первых зрителей.
25 июня
«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни»,
режиссер Рой Андерссон,
Швеция-Германия-Норвегия-Франция
Один из главных арт-хитов года — обладатель «Золотого льва» прошлогоднего Венецианского кинофестиваля. Швед Рой Андерссон, сделавший свои первые знаменитые фильмы в конце 1960-х — середине 1970-х, приобрел в мире славу скандинавского Алексея Германа-старшего, то бишь режиссера, который снимает долго, мучительно и никак не может завершить очередную картину. Теперь, однако, он снимает по фильму каждые семь лет. «Песни со второго этажа» сделаны в 2000-м, «Ты, живущий» в 2007-м, «Голубь» — в 2014-м. Еще одно отличие Андерссона от Германа в том, что он законченный сюрреалист, причем с невероятным чувством юмора. Главное, что подвигает Андерссона на сюрреализм и юмор, — это человеческая природа: «Песни», «Ты» и «Голубь» — трилогия о том, что кроется в глубинах человеческой сути.
2 июля
«Терминатор: Генезис»,
режиссер Алан Тейлор,
США
Чтобы увеличить кассовые сборы, многие суперхиты приурочены в Америке к длинному праздничному уикенду Дня Независимости 4 июля, гарантирующему суперсборы. В этот раз особая ставка делается на очередного «Терминатора», в котором главный терминатор всех времен — Шварценеггер — компьютерно омоложен. Но он тут, судя по всему, не главный. А вот что касается главных героев, то действие, похоже, сильно запутано: кто явился из прошлого, кто из будущего, кто сражается за людей, кто — за разумных, но зловредных, захвативших власть в будущем машин? Вскрытие покажет.
2 июля
«Вдали от обезумевшей толпы»,
режиссер Томас Винтерберг,
США–Великобритания
По-разному складываются судьбы соавторов некогда знаменитого датского манифеста «Догма-95», стремившегося вернуть кинематограф к правде. Главный идеолог манифеста Ларс фон Триер по-прежнему обременен идеей влепить пощечину общественному вкусу — его последним фильмом стала четырехчасовая провокативная «Нимфоманка», в которой есть сцены, по формальным признакам относящиеся к порно. Ближайший соратник Триера Томас Винтерберг делает карьеру более конвенционального режиссера, регулярно перемещаясь из Дании в англоговорящие страны. После нонконформистской датской «Охоты» 2012 года (фильма о том, что достойного человека можно легко оговорить — все общество, включая бывших друзей, злобно восстает против него), он сделал красивую экранизацию романа английского классика Томаса Харди. «Вдали от обезумевшей толпы» — ранний роман Харди, в котором эмансипированная женщина викторианской эпохи мучается от необходимости сделать выбор между тремя достойными, но абсолютно разными по характеру, политическим взглядам и социальному статусу мужчинами. Женщину играет одна из лучших молодых актрис современности — Кэри Маллиган.
30 июля
«Вне себя»,
режиссер Тарсем Сингх,
США
Антиутопии — фильмы о мрачном будущем человечества — все более популярны в Голливуде, что очевидно говорит о возрастающих страхах современного общества. На сей раз речь о том, что скоро станет возможным обрести бессмертие: душу и сознание попросту пересаживают из твоего старого больного тела в молодое и здоровое. Операция не только дорогостоящая, но и незаконная. Тем не менее на нее решается миллиардер, которого изображает Бен Кингсли. Он обретает новое тело Райана Рейнольдса. Но едва ли кого удивит, если мы скажем, что все пойдет не так, как планировалось. За новым телом неизбежно тянется свой шлейф. Проблемы этого тела (в фильме «Вне себя» они смертельно опасные), хочет того или нет его новый владелец, необходимо разрешить. Собственно, еще великий Микеланджело Антониони говорил о чем-то похожем в фильме «Профессия: репортер»: у Антониони, правда, не было никакой фантастики — просто человек, пытавшийся убежать от себя, решил выдать себя за умершего соседа по отелю со всеми вытекающими из этого последствиями: он был вынужден спасаться бегством вообще от всех — в том числе от людей ему неизвестных, но опасных. Стоит заметить, что режиссер «Вне себя» Тарсем Сингх снял в 2000-м эстетский триллер «Клетка», погружающий в талантливо извращенное подсознание опасного маньяка.
6 августа
«Миссия невыполнима: Племя изгоев»,
режиссер Кристофер МакКуорри,
США
Киносериал «Миссия невыполнима», основанный на мотивах одноименного модного телесериала конца 1960-х — начала 1970-х, был затеян почти двадцать лет назад Томом Крузом как альтернатива старомодной бондиане. Бонда тогда изображали папики, а вот Круз был молодым. Теперь Круз достиг возраста папика, зато бондиана резко революционизировалась, максимально уйдя от пародии в боевики и приблизившись к реальности. Тем не менее, все серии «Миссии» пересматривать интересно. Четвертая из них, «Протокол Фантом» 2011 года, отражала новые тогда отношения между Россией и США, именуемые перезагрузкой. Тайному американскому агенту, которого изображает Круз, поначалу противостоял, но затем начинал помогать в борьбе с мировым злом суровый русский гэбист с беспрекословными помощниками в кожаных плащах и лицом Владимира Машкова. В новой серии Россия не актуальна. Зато «Миссия» окончательно приближается к старой бондиане, которой некогда противостояла. Ведь тайная спецкоманда под руководством персонажа Круза сражается с наднациональным Синдикатом (вариант бондовского Спектра), который стремится установить новый мировой порядок.
13 августа
«Агенты А. Н. К. Л.»,
режиссер Гай Ричи,
США
Русские, причем на удивление — неплохие (словно и нет новой Холодной войны), — действуют в фильме бывшего мужа Мадонны Гая Ричи, которого долго считали британским Тарантино. Он сделал комедийный боевик из времен первой Холодной войны — совсем уже пародию, фильм, напрямую соотносящийся с тогдашней бондианой. В начале 1960-х ЦРУ и КГБ объединяют усилия чуть ли не в районе Чекпойнт Чарли (КПП между Западным и Восточным сторонами Берлина после сооружения Стены) для борьбы с секретной организацией бывших нацистов, которые стремятся взять под контроль ядерное оружие. Обе стороны представляют лучшие агенты. ЦРУ — Наполеон Соло (что уж тут комментировать), КГБ — Илья Курякин (более смешную русскую фамилию Гай Ричи вообразить не смог). Удивили российские прокатчики. Они вообще-то часто удивляют, придумывая совершенно несуразные названия для иностранных лент. Но в данном случае как раз требовалась изобретательность. Ведь в оригинале фильм называется The Man from U.N.C.L.E. При чем тут «Агенты А.Н.К.Л.»? Можно было бы и пофантазировать.
20 августа
«Все как ты захочешь»,
режиссер Терри Джонс,
Великобритания
И на закуску — комедийная антиутопия от мастеров. Инопланетяне ради эксперимента наделяют учителя-неудачника способностью исполнять любые свои желания. Например, он хочет понимать, что в голове у собаки — собака начинает говорить человеческим голосом. Безусловная прелесть фильма (каким бы он в итоге не оказался) — в соединении представителей разных комедийно-пародийных школ. Фильм снял режиссер Терри Джонс, лидер знаменитой британской комик-группы «Монти Пайтон». Одну из ролей исполнил другой великий представитель этой группы — американский режиссер Терри Гиллиам. Главного героя играет Саймон Пегг, лицо другой английской комической команды (в которую, в частности, входит и новый теле-доктор-Ватсон, а также «хоббит» Мартин Фримен), создавшей такие хиты, как «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Армагеддец». Кстати, Пегг играет и в «Миссии», которая «невыполнима». Наконец, именно этот фильм стал одним из последних для классика жанра Робина Уильямса. Смотреть, безусловно, стоит.
Фото: kinopoisk.ru, moviemezzaninE.com, youtube.com, kinopoisk.ru, fsfsweden.se