Аукциона не было. Был фуршет
Егор Шишкин,
Лондон
Перед началом официального фуршета по поводу предстоящей продажи коллекции Ростроповича-Вишневской на Нью-Бонд стрит, глава Британского Сотбис Марк Полтимор стоял сбоку на узкой лестнице, ведущей в парадный зал. Он осторожно вглядывался в лица гостей и вкрадчиво приветствовал знакомых, отводя в сторону.
Это был долгий день: накануне утром Галина Вишневская подтвердила свое желание продать коллекцию, состоящую из 450 лотов одному-единственному покупателю, имя которого уже прозвучало на российских телеканалах, но не отозвалось еще эхом на Альбионе. В парадный зал с большим черно-белым портретом знаменитой четы, и благоухающий запахом пурпурных лилий, многие входили с вытянутыми лицами. Пианист играл салонную музыку, но настроение у первых посетителей было скорее как на похоронах: они пришли на фуршет по случаю аукциона, который отменили.
Фуршет, к счастью, отменить не успели, и покупатели, реальные и потенциальные, дефилировали по залам с проданными неизвестно кому картинами на стенах, и обсуждали сложившуюся ситуацию.
Русских в зале, как всегда, большинство. Первые шутки в гуле голосов: «Что ж ты все купил и не признаешься!»
Некоторым не сказали, и парочка девушек модельной внешности ахают перед объявлением о том, что кроме фуршета, в общем, ничего и не будет.
Покупка столь обширной коллекции целиком – крайне редкий случай. Как правило, ценители искусства собирают свои богатства по частям, отслеживая произведения по всему миру и овладевая ими, когда предоставится счастливый шанс - как семья Ростроповича-Вишневской, уехавшая в 1974 году из СССР с виолончелью и двумя чемоданами одежды, и собравшая за 30 лет богатейшую коллекцию. Уже сложившаяся к тому времени репутация Мстислава Ростроповича (блистательные дебюты в Лондоне и Нью-Йорке в 50-х, сотрудничество с Бенджамином Бриттеном и Дмитрием Шостаковичем) давала ему возможность с самого начала жизни за границей получать очень крупные гонорары, до 50 тыс. долларов за выступление. Эти средства позволяли семье иметь дома в Британии, Франции и США, а также поддерживали страсть к коллекционированию.
"Нам захотелось создать русский дом.. - пишет Г.Вишневская в предисловии к каталогу,- Сначала я узнавала об интересных вещах на аукционах. После… сама ездила на эти аукционы, и сама торговалась, это очень азартное занятие - получить именно то, что хотела. Когда вещь такая редкая, и ты держишь ее в руках - это приносит невероятную радость."
На недавней пресс-конференции Джоанна Викери, директор Русского отдела Сотбис , отметила, что М.Ростропович и его жена приобрели наиболее значительные произведения своего собрания во времена, когда русское искусство мало кого интересовало и покупателей можно было пересчитать по пальцам. Сейчас ситуация радикально изменилась, несколько полотен коллекции преодолевают миллионный барьер. В их числе «Сокровище ангелов» Н.Рериха, «Лики России» Б.Григорьева, портреты В.Серова, А.Иванова, И.Репина, К.Брюллова.
Последнюю оптовую закупку культурных ценностей на Западе совершил Виктор Вексельберг, забрав в Россию коллекцию Фаберже семьи Форбс, приобретение в 90 млн долларов. Но в тот раз простые миллионеры и арт-дилеры не испытали конфуза, поскольку сделка была оговорена заранее и торги отменили за месяц до их проведения.
Нынешний случай – уникальный: продажа отменена за один день до аукциона, когда получено около 600 заявок на участие и все покупатели уже здесь
Имя Алишера Усманова, конечно, теперь уже знакомо даже английским детям.
В Англии, стране футбола, он – один из владельцев спортивного клуба («Фанат «Арсенала» купил произведений искусства на 20 млн фунтов стерлингов», - скажет о нем заголовок Таймс). Журналист газеты заметит, что у г-на Усманова начался период «так сказать, траты денег», имея в виду в том числе и долю в «Арсенале».
Усманов занимает 18 место в списке самых богатых людей России с состоянием в 5.5 млрд долларов. 17 сентября 2007 года свои приобретением он обрадовал и расстроил Марка Полтимора: «Мы приносим свои извинения тем, кто специально приехал в Лондон ... но я думаю, что мы достигли важного для России результата и надеюсь, что те, кто огорчился из-за невозможности делать ставки, понимают: это – наилучшая развязка». Несмотря на благоприятный и удивительный исход, эксцентрик лорд Полтимор был слегка расстроен тем, что ему не удастся в очередной раз артистично провести торги. Спектакля не будет, ведь аукцион отменен. В тот вечер он покинул здание Сотбис одним из первых.